ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ: Песнь 7:11-8:14.
ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Положи меня, как печать на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь» (Песнь 8:6).
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ: Счастливая семейная жизнь является залогом того, что дети будут эмоционально здоровы, и возьмут добрый опыт родителей для своей жизни.
ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ ЯВЛЯЕТСЯ ШКОЛОЙ, ПРИГОТАВЛИВАЮЩЕЙ ИХ К СУПРУЖЕСТВУ. Наверное, ничто так не сказывается на настоящем и будущем эмоциональном благополучии детей, как характер их взаимоотношений с родителями. Поэтому, хотя Песнь Песней и написана не о детях, сама ее тема счастье супружеского союза чрезвычайно важна для них. Герой и героиня Песни Песней сами когда-то были детьми. Подобно всем супружеским парам, они приносят в свой союз то, что узнали дома о себе как личности, о человеческих взаимоотношениях и любви. В заключительном разделе мы находим несколько упоминаний о доме Суламиты, ее матери, детстве и юности. Эти стихи переносят нас в детские годы Суламиты, показывая влияние отчего дома на ее замужество, Дома, в которых прошло детство супругов, сформировали их такими, какими они есть. И теперь их жизнь окажет большое влияние на детей и покажет, как горящее пламя любви будет передано дальше, подобно тому, как это делают на олимпийских играх.
СЕРДЦЕ, ОБРАЩЕННОЕ К ДОМУ
Куда приглашает Суламита своего мужа? Песнь 7:11-13.
«В этих стихах невеста выражает свою тоску по родному дому на Ливане» (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1122).
Что побуждает Суламиту отправиться домой? О чем она вспоминает? Кто еще у нее в мыслях? Песнь 7:12-8:2.
ДОРОГОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ДОМЕ. Счастливое воспоминание о детстве, проведенном в родном доме и его окрестностях, наполняют сердце Суламиты. Там зародилась ее любовь. Этот отрывок Песни Песней параллелен тому месту, где описывается свидание с Соломоном в ее доме. (Песнь 2:8-12). Воспоминание Суламиты о доме связано с мыслью о ее матери. Размышляя о целомудрии, которое мать воспитывала в ней, Суламита, видимо, вспоминает о времени своего первого знакомства с царем. Она хочет теперь отправиться в свой дом уже как муж и жена.
Как Св. Писание открывает нам важную роль родителей в воспитании детей? Пр. 1:8; Ис. 66:23; Еф. 6:4. Какую обязанность имеют дети по отношению к своим родителям? Исх. 20:12; Еф. 6:1-3; Кол. 3:20.21.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ. Дети это дар Божий (Пс. 126:3). Они «юные члены Божьей семьи» («Адвентистский дом» с.161). Придти ко Христу, довериться Ему, получить у Него новое рождение, возрастать в Нем и следовать за Ним во всем этом Бог не оставил детей одних. Подобно тому, как Бог проявляет отеческую заботу о нас, так и земные родители должны заботиться о воспитании и формировании характера своих детей. Они тоже должны быть присоединены к небесной семье.
«Родители достойны такой любви и уважения, какой не заслуживает никто другой Пятая заповедь требует от детей не только уважения и послушания по отношению к родителям, но также любви и нежности по отношению к ним, чтобы вместе нести их житейское бремя, оберегать их доброе имя и быть им опорой и утешением в старости» («Патриархи и пророки» с. 308).
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Как Евангелие может сделать дом самым счастливым уголком на земле, прообразом нашего небесного дома? Иоан. 15:12; 1Иоан. 4:7-11.
Центром семейной жизни являются взаимоотношения родителей. Если любовь Христа превратила их брак в цветущий сад, то его приятное благоухание распространится на весь дом. «Взаимная любовь мужа и жены для семьи то же, что печь для дома. Она поддерживает приятную и теплую атмосферу среди членов семьи. Но это не значит, что мир дома никогда не может быть нарушен По-настоящему счастливая семья отличается не отсутствием проблем, а твердой уверенностью в том, что взаимоотношения в их доме настолько крепки, что они могут преодолеть любые проблемы» (Давид и Вера Мейс, Пред лицом Божиим, с. 109).
Какой ценный совет о передаче опыта детям мы находим в Пр. 22, 6?
НЕОБХОДИМОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. Поскольку христианский характер не передается детям по наследству, его нужно воспитывать в них с любовью. Тут не обойтись без трудностей. Однако в плане Божием твердость всегда идет рядом с добротой. Родителям необходимо сочетать твердость и настойчивость с добротой, которая убеждает ребенка в их любви». («Детское руководство» с.283; см. там же с.264, «Служение исцеления» с.391).
Родители должны стараться привить стремления к горнему, представляя Божии пути привлекательными, чтобы они искали их так же, как младенец тянется к материнской груди. Необходимо, чтобы родители постоянно в своей жизни показывали христианские добродетели. Они должны твердо и вместе с тем с любовью исправлять неправильное поведение детей, в то же время поощряя их задавать вопросы. Перед ними стоит ясная цель: побудить детей принять Христа.
Как можно, «оставив отца своего и мать свою» (Быт. 2:24), в то же время «почитать их» (Исх. 20:12)?
В каком смысле повеление «оставить» обязывает родителей предоставить своим детям полную свободу? Как родители могут построить такие отношения с детьми, что последние, став взрослыми, будут охотно навещать отчий дом? Что взрослые дети могут сделать со своей стороны, чтобы принести счастье своим родителям?
ВОСПИТАНИЕ АПОСТОЛОВ
Кого Иисус называет учениками? Иоан. 8:31; 13:35. Почему семья является важным местом для исполнения повеления Христа? Матф. 28:19.
САМОЕ ГЛАВНОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ПОЛЕ. «Как работники для Бога, мы должны начать свою работу с наших близких, живущих в нашем доме. Нет более важного миссионерского поля, чем это» («Руководство для детей» с.476). Христианская семья это то естественное окружение, в котором должно проповедоваться учение Христа. Уча детей истинным ценностям и правильному образу жизни, родители должны делать это на основании Слова Божия. Поскольку дети прежде всего учатся правильным взаимоотношениям в семье, то христианская семья имеет больше возможностей для того, чтобы учить Божьей любви и христианским отношениям к другим (Иоан. 13:35). «Семья это то место, где происходит воспитание последователей Христа, это та первая группа, где происходит формирование Его учеников» (Деннис Гернзи, «Новый план миссионерского служения в семье», с.11).
Как навыки общения в семье приготавливают нас быть Божьими учениками?
Каким образом Писание указывает на необходимость формирования у детей правильного представления о дружбе, любви и об интимных отношениях? Исх. 20:14; Лев. 18:1.30; Втор. 6:6-9; Пр. 6:20-29.
В историческом повествовании, законах и уставах, песнях и притчах Писание представляет обширную информацию и этические нормы, касающиеся любви и интимных отношений. Родители должны были находить время, чтобы учить этому своих детей. (Втор. 6:6-9).
Каким образом вы учите своих детей правильным взаимоотношениям, начертанным в плане Божием?
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ВОПРОСАХ ЛЮБВИ И ИНТИМНОСТИ
История говорит о правильном воспитании детей в этих вопросах в доме его отца Иосифа. Внимание, оказанное на его разум в детстве, сохранило его сердце в час сурового испытания и побудило его воскликнуть: «Как же я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом» (Быт. 39:9) («Детское руководство» с. 197).
АТМОСФЕРА ЛЮБВИ В СЕМЬЕ. Любовь родителей к своим детям и друг к другу это первый источник знаний, из которого дети узнают о любви и интимности.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ЗДРАВОГО БИБЛЕЙСКОГО УЧЕНИЯ. Осведомленность родителей в этих вопросах определяет качество и эффективность воспитания детей. Всякого рода предрассудки, мифы и предания должны уступить место сбалансированному библейскому пониманию. Молитва, изучение Св. Писания, Духа Пророчества и других книг, представляющих здравый библейский взгляд, а также обсуждение этой темы родителями друг с другом и другими заинтересованными людьми, помогут поддерживать атмосферу покоя и доверия. Самые первые взаимоотношения между детьми и родителями, когда младенцы нашими руками, глазами и устами, несут в себе положительные сигналы, придающие чувство безопасности и доверия и закладывают хорошую основу для будущих взаимоотношений с людьми. Досада, недовольство и наказание маленьких детей за их любопытство к своему телу или неверное понимание некоторых его функций могут вызвать в них чувство неловкости и стыда.
ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ ПРАВДУ. «Детям нужно рассказывать об их организме. Лишь немногие из них имеют правильное представление о тайнах человеческой жизни» («Свидетельства для Церкви» т.2, с. 536).
Пользуйтесь любой возможностью, чтобы беседовать с детьми. Отвечайте на их вопросы просто и по существу. Знания, которые вы можете им дать на уровне их развития, могут быть следующими: правильное название органов тела и их функций, различия в физическом строении мальчиков и девочек, роли отца и матери в воспроизведении потомства, допустимое и недопустимое отношение к некоторым частям тела, понимание физического и эмоционального развития девочек и мальчиков, дружба между мужчиной и женщиной, ответственность и безответственность сексуального поведения; социальные и эмоциональные проблемы, касающиеся секса, значение любви и интимности в браке, принципы отцовства и планирования семьи и, наконец, возможность здорового взгляда на интимные отношения.
«БУДУТ УБЛАЖАТЬ ЕЕ ВСЕ РОДЫ»
Заключительные стихи книги Песнь Песней говорят о достоинствах характера Суламиты. Упоминание их в связи с посещением ее дома говорит о том, что добродетели это плоды ее воспитания.
С какой просьбой она обращается к Соломону? Насколько глубоко понимает она значение любви? Песнь 8:6, 7.
«Настоящая любовь это возвышенный и святой принцип, совершенно отличный по своему характеру от любви, вызванной мгновенным впечатлением и сразу угасающей в трудностях.
Верное исполнение обязанностей в доме это то, что должно приготовить молодых к созданию своей семьи.
Пусть они проходят уроки самоотречения и участия, проявляя доброту, почтительность и христианскую благодетельность. Таким образом, в сердце будет поддерживаться тепло любви; и тот, кто выйдет из такого дома, чтобы стать во главе своей собственной семьи, будет знать, как устроить счастье той, которую он избрал спутницей жизни» («Патриархи и пророки» с.176).
Из чего видно, что Суламита верила в добрачное целомудрие? Как к этому относились ее братья? Песнь 8:8-10.
Она вспоминает детство, когда братья оберегали ее честь до замужества. «Братья играли главную роль в помолвке и замужестве сестры (Быт. 24:29, 50, 55, 60), а также в охране ее чистоты (Быт. 34:6-17; 2Цар. 13:20, 32) (Марвин Поуп, «Книга Песни Песней укрепляет авторитет Библии», с.678).
Они говорят о ней образно, сравнивая ее со «стеной» и «дверью», под которыми следует понимать охрану от недостойного поведения. Братья стараются защитить ее. Десятый стих подтверждает, что эти образы относятся именно к ней. Она решила, что до и после своего замужества она будет беречь себя только для того, с кем соединится на всю жизнь. Это условия мира, покоя и радости.
Как родители, родственники, учителя, и друзья могут воспитывать детей, в то же время не ущемляя их независимости в годы совершеннолетия?
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Читайте книгу «Детское руководство», главы «Ответственность пред лицом вечности», «Каждый дом это церковь», «Обращение маленьких детей ко Христу», «Как стать членом церкви?» стр. 471-502.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
1. Почему тема «виноградника» является удачным заключением к книге Песни песней? (Песнь 8:11-14).
2. Почему важнее воспитать детей, знающих совершенного Спасителя, чем воспитать «совершенных» детей? Какое утешение в понимании того, что Бог является нашим Отцом, могут найти родители, дети которых избрали нехристианскую жизнь?
3. Чем вы можете послужить на этой неделе семье, которая нуждается в вашей помощи и ободрении?
4. Как ваши отношения с родителями повлияли на вашу жизнь?
а) Что больше всего запомнилось вам в отце, матери?
б) Когда вы напоминаете собой своего отца или свою мать?
в) Мои взаимоотношения с отцом и матерью оказали влияние на мое понимание Бога тем, что
5. Почему важно стремиться к тому, чтобы уже сегодня научить детей христианскому отношению к близости и интимным отношениям? Как могут родители наилучшим образом выполнить эту свою обязанность? Какая роль пастора, церкви и школы в совершенствовании воспитания, полученного дома?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Мы не одни в деле воспитания детей и утверждения их как последователей Христа. Вместе с нами трудятся Дух Святой и небесные ангелы. «Доверяя нам огромную ответственность, Бог в то же время посылает нам свою благодать. Он действует в наших детях Нам может оказаться не под силу воспитание своих детей, но Бог может сделать это. Он никогда не оставляет их, не забывает о них и не упускает их из виду. Полагаясь на Его руководство, веря в то, что даже наши ошибки он обращает во благо, мы, родители, можем надеяться на успех доверенного нам дела» (Елизавета Ахтмейер, «Посвященный брак», с.197).
Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru
Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru