ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ: Песнь 1:1-7.
ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему: ты Мой» (Ис. 43:1).
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ: Уверенность в собственной ценности очень важна для установления тесных отношений с ближними.
СОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА. Песнь Песней начинается тремя краткими воспоминаниями Суламиты о первых днях супружеской жизни во дворце с мужем-царем. Желание любви и внимания, которое она выражает в первых строках, определяет весь тон поэмы. Она хочет быть уверенной в том, что она принята и любима. В этом желании она похожа на многих женщин и мужчин. Ее диалог с мужем и ее подругами предлагает задуматься над присущим всем людям чувством собственного достоинства.
Эта необходимость быть уверенным в собственной ценности влияет на наше благополучие и определяет наши отношения с другими. Проникнуть в сущность этого стремления души также означает глубже узнать Бога и увидеть причину нужды в Нем.
СТРЕМЛЕНИЯ СЕРДЦА
С каким призывом Суламита обращается к своему мужу? Песнь 1:1. Почему этот стих является ключевым ко всей поэме?
Поэма Песнь Песней с самого начала приковывает к себе наше внимание той искренностью и непосредственностью, с которыми Суламита выражает свое желание быть любимой, эта книга, содержащая в себе необычную исповедь мужа и жены, начинается поиском любви. Оканчивается она тем же стремлением, только облеченным в поэтическую символику (Песнь 8:14). Выражение «ласки» в Песне 1:1, переведенное с еврейского, подразумевает любовные игры и интимную связь, а не просто любовь в отвлеченном смысле (см. Пр. 7:18; Иез. 16:8; 23:17). Об этом же свидетельствует и форма множественного числа, в которой стоит глагол «ласки» (Песнь 1:3; 4:10 и 7:13).
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СТИЛЯ. В Книге Песни Песней иногда встречаются нарушения согласования местоимений третьего и второго лица Песнь 1:1 «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучшие вина» фактически имеет следующий смысл: «Лобзай меня лобзанием уст твоих!» Подобные смещения свойственны всей еврейской поэзии.
Кого еще влечет к мужу Суламиты, как «разлитому миро», издающему благоухание? Песнь 1:2, 3 (посл. ч.)
Невеста знает, что и другие девицы имеют влечение к Соломону. Свита молодых женщин, с которыми она ведет диалог через всю Песнь Песней и которые, вероятно, были ее близкими подругами, приветствуют царя. Тот момент, когда он вступает с новобрачной царицей в царские покои, они восклицают: «Будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино» (Песнь 1:3).
Хотя она находится в плену очарования, разум подсказывает ей, что и другие испытывают подобные чувства. Поэтому она говорит: «Девицы любят тебя» (Песнь 1:2) и подчеркивает: «Достойно любят тебя» (Песнь 1:3). Почему же она дважды говорит о том, что другие женщины любят его? Не говорит ли это о том, что ее хвала искренна? Но, принимая во внимание тон нижеследующих стихов (1:1-7), мы невольно склоняемся к мысли о том, что в ее словах звучит скрытая мольба об ответной любви.
Слышите ли вы страстное желание в словах Суламиты? Какой ответ она ожидает от своего мужа? Чем Соломон должен ответить ей?
ВЕРНАЯ ЖЕНА
Почему Суламита обращается к дщерям Иерусалимским со следующими словами? Песнь 1:4, 5.
Она видит разницу между своим происхождением и внешностью, манерами, изысканностью многих других женщин, воспитывавшихся при дворе (ст. 4, 5.)
Лицо Суламиты было смуглым оттого, что ей приходилось работать в винограднике, принадлежащем ее семье.
Что подразумевается под словами «мой собственный виноградник»? Песнь 1:5.
ОДИН ИЗ САМЫХ ГЛАВНЫХ СИМВОЛОВ. По-видимому, у Суламиты был свой виноградник. Но значение виноградника, о котором она упоминает в Песне Песней, гораздо шире. Ее озабоченность смуглым цветом лица прямо соответствует ее словам о «собственном винограднике», которого она не стерегла. Виноградник обозначает также женщину. Значение этого символа позднее расширяется, становясь благоухающим садом с издающими аромат цветами и кустарниками, экзотическими фруктовыми деревьями и освежающими фонтанами (Песнь 4:12 5:1).
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫЙ ВОПРОС. Под «душой» (Песнь 1:6) подразумевается весь человек его духовное, эмоциональное, умственное и физическое естество. Суламита заверяет своего мужа в том, что она будет верна любви всю свою жизнь. Супружеский союз заключен на всю жизнь. Так же наш союз с Иисусом как Господом и Спасителем вечен.
Как вы думаете, что тревожит ее, когда она обращается к Соломону с вопросом? Песнь 1:6.
Она приглашает Соломона проводить с нею время, несмотря на его занятость государственными делами. Ей отвечают подруги, хорошо знакомые с жизнью во дворце. Она должна отыскать царя. (Для этого ей нужно идти по следам овец, ст. 7). Слова « паси козлят твоих подле шатров пастушеских» употребляются иносказательно, указывая на то, что она призвана заботиться о стаде вместе с «пастырем» Израиля.
Имеет ли Суламита причину для тревоги? В чем ее положение сходно с положение супружеских пар и друзей в наше время?
В ПОИСКЕ ЦЕННОСТИ И ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. Чувства Суламиты известны всем. Каждый человек сознает свое достоинство. Это чувство обостряется, когда мы ощущаем на себе чье-то внимание или когда боремся за любовь и расположение.
Что говорит Писание о влиянии сокровенных мыслей человека на его слова и поступки? Пр. 4:23; Матф. 12:34, 35 (ср. Рим. 12:3; Гал. 6:3).
Какие мерки часто использует мир для того, чтобы оценить достоинство человека? 2Цар. 14:25; Пр. 31:30; Ис. 5:21; 1 Кор. 1:20; Иер. 9:23; Лук. 12:15.
ЛОЖНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА. Типичными ценностями окружающего нас мира являются физическая красота, острота ума, доходы и материальное богатство, манеры и образование. Хотя эти ценности имеют неодинаковый вес в глазах различных культур, обществ и семей, сами по себе они универсальны. И окружающее нас общество оценивает нас в той степени, в которой мы отвечаем требованиям культуры, в которой живем.
Какие мы имеем свидетельства о том, что чувство собственного достоинства следующих людей определялось средой, в которой они жили? Анна (1Цар. 1:2, 6-11); Иоав (Быт. 27:1, 2, 32-41); Иона (Иона 4:1-4); ученики Иисуса (Матф. 20:20-24; Марк. 9:33, 34).
Оценка человеческого достоинства этим миром является ложной:
1. она сосредотачивается на внешнем в ущерб главным запросам души;
2. она подчеркивает, что мы можем сделать сами, чтобы утвердить самих себя;
3. она не несет с собой надежду на вечное, потому что имеет дело с земным, преходящим.
БОЖЬЯ ВЕСТЬ О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Какие два великих Божьих акта описаны в Ис. 43:1-7? Какими словами Бог возвышает достоинство человека?
СОТВОРЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О НАШЕЙ ЦЕННОСТИ. Любящий Небесный Отец сотворил на нашей планете первых людей по образу Своему и сказал о них: «Весьма хорошо» (Быт. 1:27, 31). Всякий раз с рождением новой жизни мы переживаем заново чудо творения. Мы не продукты случайности, а совершенное создание любящего и милосердного Бога (см. Евр. 2:6, 7; Иер. 1:5).
Даже будучи греховными по своей природе, мы по-прежнему дороги нашему Творцу. Все люди, в известном смысле, носители образа Божия. Иак. 3:8-10 содержит в себе мысль о том, что мы должны относиться к людям, как к существам, сотворенным по образу Божию.
Что еще сделал Бог для нас, чтобы показать ценность каждой души в Его очах? 1Петр. 1:18, 19.
Может ли быть еще большее доказательство безграничности нашей цены в глазах Божьих, чем жертва Иисуса, оставившего небесные чертоги и принявшего человеческую плоть, чтобы жить в бедности, стараясь вернуть людям их человеческое достоинство, пострадать на кресте за нашу вину и воскреснуть для того, чтобы нам ходить в обновленной жизни?
«Кто может оценить значимость одной души?» Если вы хотите знать цену души, отправьтесь в Гефсиманию и там вместе со Христом, находясь в ужасном борении, переживите часы душевной скорби, которая была столь велика, что на Его челе выступил пот, подобный крупным каплям крови. Взгляните на Спасителя, вознесенного на кресте, из уст Которого вырвался отчаянный вопль: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня Оставил?» (Марк. 15:4). Взгляните на Его окровавленное чело, пронзенный бок и пригвожденные ноги. Вспомните, что Христос рисковал всем. Ради нашего искупления было подвергнуто опасности само Небо. Находясь у подножия креста, помня, что ради спасения даже одного грешника Христос был готов отдать Свою жизнь, вы сможете правильно определить значимость одной души» («Наглядные уроки Христа» с.196).
«Работа сатаны состоит в том, чтобы повергнуть душу в уныние, работа Христа чтобы вселить в наше сердце веру и надежду» («Разум, характер и личность» т.1. ч.32).
К каким средствам прибегает сатана, чтобы мы умалили ценность своей личности? Каким образом добрая весть о нашей ценности производит перемену в жизни? Когда мы больше всего нуждаемся в подтверждении нашего достоинства?
БОЖИЙ ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА
Сатана видит, что мы нуждаемся в том, чтобы нас ценили, и использует этот момент, когда мы падаем духом. Бог в обильной мере посылает нам средства, могущие утешить и укрепить нас.
Эти средства следующие:
1. Истина о нашем человеческом достоинстве, данная в Слове Божием (Матф. 10:30, 31).
2. Небесное служение Христа ради нас (Евр. 2:17, 18).
3. Близкие отношения со Христом, пребывающим в нашем сердце Духом Святым (Иоан. 15:26; 16:7-13, 17:23-26).
4. Сила молитвы и «безграничные возможности Всемогущего» («Путь ко Христу», с.95, Иоан. 15, 7).
5. Советы, данные для поддержания физического, умственного и духовного здоровья (3 Иоан. 2).
6. Как в семье, так и церкви любить, оберегать и ценить друг друга. (1Иоан. 2:10).
Какими словами Писание призывает нас ободрять друг друга? 1 Фес. 5, 11; Рим. 14:19.
Что пророк Исаия предсказал относительно служения Христа? Ис. 42:3 (ср. Матф. 12:20).
«Господь желает, чтобы мы открывали ценность человеческой души тем, кто имеет об этом неверное представление» («Евангелизм» с.461). Совершая Свое искупительное служение, Иисус обращался к людям очень тактично. Он говорил истину, но всегда с чувством понимания и сострадания.
Заверение богодухновенного Слова о ценности каждого человека, жизненно важно для сохранения нашего здоровья и поддержания добрых отношений с нашими ближними. Семейные узы прочнее, когда каждый член семьи знает свою ценность и когда его ценят другие. Отклик мужа на чувства Суламиты очень важен для нее. Она хочет слышать то, что многим мужчинам очень трудно выразить словами. В этом же нуждается и он, ибо и его сердце ищет отклика на любовь.
Обсудите со своим другом или женой некоторые из поступков Иисуса, благодаря которым люди стали относиться к Нему с любовью. Найдите возможности для того, чтобы поступать так же в отношении к своему другу, жене или ребенку.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Подумайте над методом Христа, дающим людям сознание своего достоинства Лук. 10:29-31; 15:3-7; 11-32. Читайте книгу «Наглядные уроки Христа», главу «Тот Человек имеет общение с грешниками» с. 185-197.
«Господь огорчен, когда дети Его так низко ценят себя. Он хочет, чтобы избранные Его оценивали себя в соответствии с той ценой, которую Он уплатил за них. Они дороги для Него, иначе Он не рисковал бы Своим Сыном, чтобы искупить их. Для каждого Он имеет поручение, и, когда Его дети возносят к Нему горячие моления о том, чтобы через них прославилось Его имя, Он радуется. Если они верят в Его обетования, то вскоре они будут свидетелями Его чудных дел в своей жизни» («Желание веков» с.668).
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
1. Подумайте вместе с женой или близким другом:
а) о том, когда вы довольны собой;
б) о том, когда вы чувствуете себя неуверенно и разочарованны;
в) о словах и поступках, которые могут укрепить в вас сознание собственного достоинства.
2. Что вы предпринимаете, чтобы ободрить свою жену или друзей, когда они теряют уважение к самим себе? Успешны ли ваши старания? Если нет, то почему? Как вы думаете, если вам изменить подход, не будете ли вы успешней?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Песнь Песней начинается словами Суламиты, за которыми видно ее переживание: будет ли оценена ее красота и может ли она быть любимой. Она не чувствует себя уверенно и безопасно, поэтому жаждет ответной любви. Сознавая любовь к нам нашего Небесного Жениха, мы должны с уважением относиться к самим себе и к тем, с кем мы живем и работаем, а также к тем, кто от природы не располагает к себе.
Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru
Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru