ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ: Песнь 3:6-11.
ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Брак же у всех да будет честен» (Евр. 13:4).
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ: Хотя грех исказил первоначальный смысл супружества, мужья и жены, веря в спасительную силу Христа, могут сохранить чистоту и святость установленного Богом супружеского союза.
ХРИСТОС ВОССТАНАВЛИВАЕТ СВЯТОСТЬ БРАКА. Грех исказил дар супружества более всех других даров, полученных нами от Бога. Представления о супружестве и супружеской жизни зачастую очень отличаются от первоначального Божьего плана. Однако Христос может восстановить то, что извратил грех. Если мы позволим Ему сделать это, Его истина изменит нас и мы своей супружеской жизнью будем прославлять Его имя.
Божий идеал супружества противоречит представлениям грешного мира о нем. Стремясь следовать Божьему идеалу, супружеские пары вынуждены выбирать между обычаем и истиной, господством и повиновением, раболепием и дружбой, похотью и любовью. Жизнь каждой такой пары представляет собой арену Великой борьбы в миниатюре. В нашем уроке мы рассмотрим супружескую жизнь Соломона и Суламиты в самом ее начале, обращая внимание на то, какое влияние оказали грех и искупительная благодать на их супружество и на супружескую жизнь людей всех веков.
ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ БРАКОСОЧЕТАНИЯ
Какими словами Песнь 3:6-10 описывает памятный день бракосочетания Соломона и Суламиты?
Воспоминание начинается с рассказа о свадебной процессии. Дым, о котором говорится в ст. 6, вероятно являлся воскурением фимиама впереди процессии, наполнявшим все вокруг благоуханием. Это древний и общепринятый восточный обычай» (Библейский комментарий АСД, т.3, 1117).
Кто еще разделил радость памятного дня бракосочетания? Какой обычай отражен в поступке матери царя? Песнь 3:10, 11.
«Радость дочерей Иерусалимских о царской паре была выражена в том, что они искусно украсили царский носильный одр. Этим украшением могла быть вышивка одеял, занавесей или ковра, сделанная в знак любви к царю Соломону и его невесте» (Библейский комментарий АСД, т.3, с. 1117). «Венчание его матерью указывает на то, что это было свадебное венчание, потому что венчание Соломона на царство уже было совершено Божиим представителем, Первосвященником Вплоть до разрушения Иерусалима в 70-м году по Р.Хр. «венцами» обыкновенно украшали себя как невесты, так и женихи» (Ллойд Гарр, «Песнь Соломона», с.113)
СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БРАКА. В библейском понимании заключение супружеского союза связано с принятием на себя религиозных и социальных обязанностей. Вступающие в супружество торжественно обещали Богу, друг другу и людям хранить взаимную верность. Поддержка семьи и друзей во многом определяет благополучие союза.
Какими словами Песнь 3:11 описывает день бракосочетания? Песнь 3:11 (сравните радость, выраженную в Пс. 4:7 и Ис. 51:3). Почему семейные торжества, связанные с посвящением детей, днями рождения, бракосочетанием и юбилеями имеют важное значение? Каким образом воспоминание о дне свадьбы помогает сохранить супружеский союз?
В НАЧАЛЕ
Как Иисус помогал Своим слушателям понять смысл супружества? Какие слова Христа о супружестве в Едеме свидетельствуют о том, что они взяты из Быт. 1 и Быт. 2; Матф. 19:3-8. Какую нужду человека удовлетворил Бог в сотворении мужчины и женщины? Быт. 2:18-23.
«Не хорошо быть человеку одному» говорит Господь. Согласно Его божественному замыслу человек существо общественное, нуждающееся в общении. «Сотворим ему помощника, соответственного ему». В большинстве случаев слово «помощник» встречающееся в Ветхом Завете изображает Бога, как оказывающего помощь и поддержку человеку (см. Втор. 33:7, 26, 29; Пс. 69:5; 120:1, 2). «Помощником» Адама должна была стать та, с кем бы он мог делить взаимную любовь, заботу и понимание. Она должна была стать для него источником духовного и эмоционального ободрения. Слово «помощник» обозначает сотрудничество, говорит о преимуществе быть вместе; но само по себе оно не характеризует ни положение человека, ни занимаемую им должность, и нисколько не говорит ни о его превосходстве, ни о его низком происхождении» (Ричард Давидсон «Учение о браке на основе Быт. 1-2» Семинарские занятия в университете им. Андрюса, с. 15).
Каким образом Бог создал Адаму «помощника»? Быт. 2:21-22.
Адам спал, не принимая никакого участия в сотворении женщины. У него было взято «одно из ребер». Таким образом, оба представителя человеческого рода были созданы из того же земного «праха» (ср. Быт. 2:7; 3:19). Взятие ребра Адама свидетельствует о том, что по своему происхождению мужчина и женщина сотворены равными. «Ева была создана из ребра Адама, следовательно, она не должна была господствовать над ним, как голова, и не должна быть растоптанной его ногами, как более низкая по своему положению. Она должна была находиться рядом с ним, как равная ему, окруженная его любовью и покровительством» («Патриархи и пророки» с.46).
В чем оба человека, мужчина и женщина, похожи друг на друга и в чем они различны? Опишите, какими вы видите отношения между мужчиной и женщиной, согласно первоначальному Божьему плану. Какие благословения от таких взаимоотношений имели бы современные мужья и жены?
РАВНЫЕ ДРУГ ДРУГУ
Как новые слова, обозначающие мужчину и женщину после сотворения женщины свидетельствуют о Божьем плане гармоничного взаимоотношения полов? Быт. 2:23 (ср. Быт. 1:26-28).
С появлением женщины половое различие становится очевидным. Об этом говорят еврейские слова: «иш» обозначавшее до этого только Адама, слово, обозначающее жену «ишшах». Это были два гармонично дополняющие друг друга представителя человеческого рода. Их единство было настолько полным, что «в день сотворения» они получили от Бога одно имя «человек» (Адам) (Быт. 5:2). И только после рассказа о грехопадении мы встречаемся с именем «Ева», которое было дано женщине (Быт. 3, 20).
Как два рассказа о сотворении мужчины и женщины дополняют друг друга? Быт. 1:26-28; Быт. 2:18-23. На что обращается особое внимание в Быт. 2:24-25?
ВТОРОЙ РАССКАЗ О ТВОРЕНИИ ДОПОЛНЯЕТ ПЕРВЫЙ. Оба отрывка Библии в одинаковой мере подчеркивают достоинство мужчины и женщины. Быт. 1:26-28 указывает на то, что и мужчина и женщина оба носят «образ Божий», обоим дано право владычествовать над обитателями суши, моря и тверди небесной, оба разделяют благословения и ответственность в воспроизведении потомства. Хотя в половом отношении они различны, тем не менее, они составляют одно целое. Слово «человек» (Адам), имеющее форму единственного числа, дважды употребляется для обозначения человеческой пары (ст. 26, 27). Бытие 2 дополняет Бытие 1, детализируя рассказ о сотворении мужчины (иш) и женщины (ишшах). Особое ударение здесь делается на том, что человек нуждается в общении и том, что интимная связь в супружестве удовлетворяет эту нужду. Из этого отрывка мы узнаем об установлении супружества (Быт. 2:24). «В приведенных словах выражено величайшее физическое и духовное единство мужчины и женщины, а единобрачие представлено как образец установленных Богом супружеских отношений. Эти слова отнюдь не говорят о пренебрежении к другим своим обязанностям и долгу по отношению к отцу и матери; но здесь обращается внимание на то, что жена для мужа должна быть любима более других, и что его первый долг это долг по отношению к ней. Его любовь к ней должна превосходить, но никоим образом не вытеснять любви к своим родителям» (Библейский комментарий АСД, т.1. с.227).
Почему оба библейских рассказа о творении мужчины и женщины и установлении супружества важны для нас?
СУПРУЖЕСТВО ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ
Как грех повлиял на личную жизнь и супружеские отношения первой человеческой пары? Как он изменил их отношение к Богу? Быт. 3:1-24.
ТРАГЕДИЯ БРАКА. Отныне супружеская жизнь будет страдать от греховной наклонности господствовать друг над другом. Во многих супружеских союзах будет царить дух вражды, унижения, насилия, низменных страстей и измены. Многие испытают боль разлуки. Святые узы, соединяющие мужа и жену, будут заменены другими формами «брака». А некоторые, стремящиеся найти спутника жизни, так никогда не познают этой радости.
Как Бытие 3:16 помогает нам понять смысл брака после грехопадения?
УТРАТА РАВНОВЕСИЯ. Будучи безгрешными, ни муж, ни жена не стремились господствовать друг над другом. Однако данные им Богом мужественность и женственность были искажены грехом, и существовавшее равновесие в супружестве было нарушено. Самоконтроль, бескорыстность любви, ощущение радости и мира, взаимная помощь и желание угодить друг другу в корне изменились.
«Их союз и согласие могли поддерживаться теперь лишь посредством подчинения одного и господства другого Ева содействовала тому, что Адам согрешил, и поэтому отныне он должен был господствовать над ней». («Патриархи и пророки» с.58; ср. Еф. 5:21-26, 28-33; 1Тим. 2:13-15; 1Петр. 3:1-7).
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ В БРАКЕ. Еврейское слово в Быт. 3:16, выражающее господство мужа, имеет несколько оттенков: охрана, любовь и забота. «Если бы человечество после грехопадения придерживалось закона Божьего, то этот приговор, явившийся следствием греха, стал бы для них благословением. Но злоупотребление мужа данной ему властью часто делает участь женщины очень горькой и превращает ее жизнь в тяжкое бремя» («Патриархи и пророки» с.58.59).
Как история Артаксеркса и Астинь иллюстрирует господство мужей над женами, следствием чего браки часто бывают несчастливыми? Есф. 1:9-22. Сравните это с идеалом супружеских отношений, выраженным в словах: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песнь 2:16).
НАСЛЕДНИКИ ВМЕСТЕ СО ХРИСТОМ
ОТ ИСПОРЧЕННОСТИ К ЧИСТОТЕ. «Брак был осквернен грехом, но евангелие ставит своей целью восстановить его прежнюю святость и чистоту» («Нагорная проповедь» с.64).
Опишите победу Христа над грехом. Как мы можем стать соучастниками Его победы? Что ожидает нас в будущем? Кол. 2:15; Еф. 2, 1-7; Рим. 8:22, 23.
Бог во Христе восстанавливает святость брака через искупление мужей и жен. Хотя мы ожидаем окончательного избавления от рабства тления, при Его втором пришествии, но уже сегодня царствие Божие пришло к нам через Иисуса Христа (см. Матф. 12:28; Лук. 17:21; 2Кор. 5:17; Еф. 3:19).
Как учение Христа изменило неправильное представление, которое грех внес в отношения между мужчинами и женщинами? Иоан. 2, 1-10; Матф. 9, 15; 20, 25-28; Еф. 5, 21-33; 1Петр. 3, 1-7.
Иисус «одобрил супружество как установление, основателем которого является Он Сам. Христос почтил супружеский союз тем, что сделал его также и символом единства между Собой и Своим искупленным народом. Он Сам Жених, а церковь Его невеста» («Служение исцеления» с.356).
«Жена должна занимать положение, которое Бог первоначально предназначил ей как равной мужу Она (мать и жена) должна сознавать, что она равна своему мужу и должна поддерживать его, она также должна быть верной своему долгу, как и он».
«Муж должен быть опорой семьи, священником дома. Жена должна уважать и любить своего мужа, а он, в свою очередь, должен любить свою жену и заботиться о ней» (Еф. 5:15-21; Е. Уайт, рукопись 161, 1902 г.)
РАВНЫЕ ПО ПОЛОЖЕНИЮ, НО С РАЗНЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог» (1Кор. 11:3). Христос и Отец одно, но в Своих проявлениях они различны. Так и муж с женой, сотворенные равными, выполняют в семейном кругу различные обязанности.
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Подумайте о том уважении, какое Иисус имел к женщине: Иоан. 4:6-30; Лук. 7:36-50; 10:38-42; 13:10-17. Читайте книгу «Адвентистский дом», главы «Торжественные обещания» и «Взаимные обязанности» с.99-104, 114-120, 211-215; читайте книгу «Патриархи и пророки», главы «Искушение и падение» и «План спасения», с.52-70.
«Ни муж, ни жена не должны пытаться господствовать друг над другом. Не старайтесь принуждать другого исполнять свои прихоти. Поступая так, вы не можете сохранить взаимную любовь. Будьте добры, терпеливы, снисходительны, внимательны и вежливы. С помощью благодати Божией вы сможете сделать друг друга счастливыми, как вы обещали это, давая супружеский обет» («Служение исцеления» с.361). «Муж это страж семейных сокровищ, который искренней и преданной любовью к членам своей семьи, матери и детям, объединяет их прочный союз. «Страж дома» это верное определение для мужа Я видела, что лишь немногие отцы понимают всю ответственность, возложенную на них Муж и отец это глава дома. Жена ожидает от него любви, сочувствия и помощи в воспитании детей» («Адвентистский дом» с.211).
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
1. Как радость свадебного торжества израильского царя Соломона иллюстрирует союз между Христом, Небесным Женихом, и церковью, Его невестой? (см. «Желание веков» с.151).
2. Каким образом благодать Божия приближает наши семейные отношения к Едемскому идеалу?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
О том, какой Бог замыслил жизнь в эдеме от начала, мы можем знать гораздо больше, чем мы себе представляем. Христос является ответом Бога на все, что грех исказил в супружестве. Христос предлагает животворящую силу Святого Духа, которая сделает супругов счастливыми в их союзе.
Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru
Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru