| Живая Вода |
<<< | Песнь Любви | >>>

ТЕМА 3

СОКРОВИЩНИЦА ДЛЯ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

 

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭТОЙ ТЕМЫ ЧИТАЙТЕ: Песнь 1:1, 5-7; 3:7, 9, 11; 4:1-15.

ПАМЯТНЫЙ СТИХ: «Вот зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало» (Песнь 2:11, 12).

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ: Размышление о Песне Песней Соломона как о выдающемся произведении еврейской литературы приводит нас к более глубокой оценке той вести, с которой Бог обращается к нам.

ПОЭЗИЯ — ОРУДИЕ ДУХОВНОЙ ВЕСТИ. Поэзия является одним из главных литературных средств, к которому прибегают писатели Библии с тем, чтобы передать истину во всей ее глубине. Отличаясь краткостью выражения, ритмичностью и живостью мыслей, богатством образов, библейская поэзия обладает той свежестью и силой, которые пробуждают в нас благородные чувства, развивают воображение и содействуют запоминанию передаваемой истины. Часто библейская поэзия облекалась в форму музыки и пения. Подобно тому, как поэзия придает слову особую силу, в отличие от прозы, так и мелодия в песне возвышает поэтическую строку, рождая новое искусство, покоряющее разум и сердце. Песнь Песней является одним из примеров этого. Уже первый стих свидетельствует о том, что это — лучшее творение Соломона.

Поскольку Песнь Песней — это песнь любви, то поэзия является наиболее подходящим средством для ее выражения. Писатели Библии, сравнивая Христа с Небесным Женихом, часто прибегают к языку поэзии и песни, чтобы наилучшим образом передать переполняющие их чувства прославления. Ибо нет таких слов, которыми искренне верующий человек мог бы вполне передать всю свою любовь к любящему Господу.

 

ЛУЧШАЯ ПЕСНЬ СОЛОМОНА

В каком жанре написана эта Песнь и кто ее автор? Песнь 1:1. Где еще упоминается имя ее автора? Песнь 1:5; 3:7, 9, 11; 8:11, 12.

Из 1005 песен, написанных мудрым и одаренным царем Израиля — Соломоном (3Цар. 4:32), Песнь Песней признана лучшей. Названия растений, животных, детали устройства дворца, имя Соломона, и сама тема встречи царя с возлюбленной и их брачный союз — все это указывает на Соломона как на автора Песни Песней. Слова песни 5:10-16, по утверждению Е. Уайт, были написаны Соломоном «под вдохновением Духа Божия» («Размышления о нагорной проповеди» с.49). «Среди главных предметов обучения в древних пророческих школах священная поэзия и музыка занимали почетное место» (Библейский комментарий АСД, т.3, с. 17).

ПЕНИЕ СБЛИЖАЕТ НАС С БОГОМ И НАШИМИ БЛИЖНИМИ. «Никогда нельзя упускать из виду ценность пения как средства воспитания. Пусть в наших домах чаще звучит пение мелодичных и возвышенных гимнов, тогда реже будут слышны слова упреков и осуждения, и чаще слова заботы, надежды и радости. Пусть в наших школах чаще звучит духовное пение: оно сблизит учеников с Богом, учителями и друг с другом» («Воспитание» с.168).

Какой торжественной песнью любви оканчивается Библия? Откр. 19:5-8. Кто поет эту песнь? В честь кого она поется?

«Искупленные не поймут цену своего спасения до тех пор, пока не будут вместе со своим Искупителем стоять пред престолом Божиим. Когда мы увидим всю славу нашей вечной родины, тогда вспомним, что все это Иисус оставил ради нас, что Он не только покинул небесные чертоги, но и рисковал ради нас потерпеть поражение и потерять вечность. Тогда мы сложим свои венцы у Его ног и воспоем: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благоговение» («Желание веков» с.131).

Помогает ли пение вам, вашему другу или кому-либо из членов вашей семьи? Что оно несет во время уныния и искушения? Почему оно так важно во время богослужения? Наметьте сегодня общее пение на семейном собрании и пригласите своего друга принять в нем участие.

 

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПЕСНИ ПЕСНЕЙ

Песнь Соломона — «единственная книга во всей Библии, написанная в форме диалога» (Библейский комментарий АСД, т.5, с.92). Опишите главных действующих лиц Песни Песней.

1) Песнь 1:5-7; 3:1-4; 7:1

2) Песнь 1:8, 9, 15; 4:1

От имени женщины говорит Суламита в Песне 7:1. Возможно, это имя связано с селением, где она родилась. Однако, нам не известно о существовании во дни Соломона (950 г. до Р.Х.) селения под названием «Сулем». Хотя, «Сунем» — селение в семи милях к востоку от Мегиддо, данное колену Иссахара (И.Нав. 19:18), уже в четвертом столетии до Р.Х. стало называться «Сулем» (Библейский комментарий АСД, с.1011). Из Песни Песней видно, что Соломон встречался с этой девушкой, будучи царем, и, в связи с упоминанием Ливана и окружающих гор (Песнь 4:8), можно сделать вывод о том, что она была родом с севера. Некоторые исследователи считают, что слово «Суламита» — женская форма имени «Соломон». Такое толкование соответствует представленному в поэме образу женщины, которая является, с одной стороны, противоположностью Соломону, с другой — одно с ним. Хотя это объяснение служит тому, чтобы установить связь с именем Соломона и, наверное, можно было бы лучше передать это, скажем, так: госпожа Соломон, мы в наших уроках будем называть ее просто «Суламитой». Соломон называет ее: «возлюбленная моя, «невеста моя, «жена моя», «голубица моя», «прекрасная моя» и «сестра моя» (Песнь 4:9, 10, 12; 5:1). Эти обращения, выражавшие привязанность к возлюбленной, можно встретить в других памятниках древней восточной поэзии. Женщина обращается к Соломону по имени, называя его «царем», но чаще она называет его «возлюбленным».

Какие еще действующие лица упоминаются в поэме? Песнь 1:5; 2:7; 3:11

Чем можно объяснить почти полное отсутствие в поэме Соломона личных имен? Согласны ли вы с тем, что слова, исполненные любви, помогут сохранить счастье в вашем доме? Почему?

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ПОЭЗИЯ ПЕСНИ ПЕСНЕЙ

Современные исследователи Библии делят Песнь Соломона на отдельные отрывки, принадлежащие главным и второстепенным лицам. Исследователи обычно могут определить, кому принадлежат слова — женщине или мужчине — по соответствующим грамматическим окончаниям. Возможно, вы пожелаете сделать в Библии некоторые пометки с тем, чтобы установить личность говорящих. В некоторых случаях трудно опознать действующие лица, об этом говорят круглые скобки. Некоторые стихи необходимо разделить на части, как показано буквами «а», «в», «с» и т.д.

СУЛАМИТА: 1:2-4а, 4в, 4е-7, 12-14, 16; 2:1,3 — 3:5; 4:16; 5:2-8, 10-16; 6:2, 3, 11, 12, 13б; 7:9б-8:4, 5б-7, 10-12, 14.

СОЛОМОН: 1:9-11, 15, 17; 2:2; (3:6-10), 11; 4:1-15; 5:1а, (1б); 6:4-10; 7:1-9; 8:(5а), 13.

ДЩЕРИ ИЕРУСАЛИМСКИЕ: 1:4б, 4в, 4г, 8; 5:(1б), 9; 6:1.

БРАТЬЯ СУЛАМИТЫ: 8:8, 9.

ДРУЗЬЯ: (3:6-10); 6:13; (8:5а).

Каким образом установление личности говорящего помогает понять поэму?

РИТМИЧНОСТЬ МЫСЛИ. Как и другие произведения еврейской поэзии, Песнь Соломона обретает ритмический рисунок в «параллелизме» — в «соразмерности формы и содержания», который был назван ритмичностью мысли (Библейский комментарий АСД, т.3, с.23). Отдельная фраза состоит из парных сочетаний, подобно звуку и эхо. Такая форма поэзии называется синонимичным параллелизмом.

В следующих стихах вы встретитесь с синонимичным параллелизмом. Найдите параллельные «эхо» — фразы во второй части каждого из стихов:

Песнь 2:8 «Вот, он идет, скачет по горам»

Песнь 4:7 «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя»

Песнь 7:13 «Посмотри, распустилась ли виноградная лоза»

Параллелизм представляет почти неограниченный простор для поэтических вариаций. Обратите, к примеру, внимание на параллелизм стихов (1:13, 14), параллелизм, который раскрывает или завершает мысль (2:6), и противоположный параллелизм (Песнь 8:9).

 

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРИРОДЫ

Отличительной чертой поэмы является действие, происходящее на лоне природы.

Исследуйте следующие стихи, в которых упоминаются животные и растения. Какой цели они служат? Какие чувства вызывает в вас их упоминание? Песнь 2:1, 2, 8, 9; 4:12-15. Как животные, растения и другие объекты природы помогают поэту в описании человеческой природы? Сравни учение Христа (Матф. 5:13; 6:25-26; 7:16-20; 13:3-8).

Лилия (Песнь 2:1, 2)

Серна (Песнь 2:8, 9)

Голубица (Песнь 2:14)

Солнце и луна (Песнь 6:10).

МЫСЛИ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ НАС К БОГУ. Большие познания Соломона в области естественных наук очевидны. Описание животных, растений, садов, виноградников, приправ, ароматов и драгоценных камней приводятся точно и выразительно, так что читатели могут легко узнать их. Больше того, само изображение природы в книге Песнь Песней направляет мысли человека к Богу.

Как псалмист выражает подобные чувства радости и благодарности своему Создателю за Его творение? Пс. 103:24-26, 33, 34.

«Природа содержит в себе чудные свидетельства. Земля, моря и небеса — все свидетельствует о Боге. Они учат нас. Природа свидетельствует о небесной мудрости и вечной истине. Но падшему человеку этого не понять. Грех настолько ослепил его взор, что он не способен поставить Бога над природой. Природа бессильна научить чему-либо тех, кто отвергает Божье слово» («Наглядные уроки Христа» с. 107).

Какие блага, согласно плану Божию, должна давать природа? Посредством чего природа говорит к нам?

 

СИМВОЛИКА ПЕСНИ ПЕСНЕЙ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР. Автор Песни Песней часто прибегает к сравнениям и метафорам, словам и выражениям, предполагающим сходство тех или иных предметов и идей (см. Песнь 2:2, 9). Широкое употребление этих символов поднимает художественную ценность Песни Песней и позволяет ее автору осторожно и деликатно описать отношения между мужем и женой. Притчи в миниатюре. Сравнения в Книге Песнь Песней являются маленькими притчами, имеющими глубокий смысл. Разгадать их символику — значит понять весть, содержащуюся в Книге. Контекст, эмоциональные ассоциации и другие приемы, находящиеся в Писании, помогают понять образные выражения.

Напишите, что, по вашему мнению, обозначают следующие метафоры? Что помогло вам понять их символику?

а) «Моего собственного виноградника я не стерегла» Песнь 1:5.

б) «От благовония мастей твоих имя твое» Песнь 1:2.

в) «Скажи мне ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?» Песнь 1:6.

Какой прием преподавания позволил Иисусу найти доступ к сердцам слушателей? Матф. 13:13, 34.

НАГЛЯДНЫЕ УРОКИ, ПОМОГАЮЩИЕ ПЕРЕДАТЬ ИСТИНУ. «Христос был намерен возвестить людям истину, которую они не были готовы принять или даже понять. поэтому Он учил их притчами. Связывая свое учение с явлениями повседневной жизни, опытом людей и природой, Он овладевал вниманием и пленял сердца. Впоследствии, взирая на предметы, иллюстрировавшие Его учение, они вспоминали слова своего Небесного Учителя. Те, чей разум был открыт влиянию Святого Духа, все более и более постигали учение Спасителя» («Наглядные уроки Христа» с.21).

Если бы вы оказались в числе слушателей притч Иисуса, приняли бы вы возвещаемую Им истину или отвергли ее? Что является вашим критерием определения истины?

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ: Читайте первую главу Книги Песнь Песней, стараясь понять символику и поэзию этой части произведения. Если у вас есть «Библейский комментарий АСД», читайте раздел «Библейская поэзия» т.3 с. 17-28. Читайте также книгу «Воспитание» с.159-168.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

1. Отметьте, каким образом тема этой недели умножила в ваших глазах ценность Писания.

2. Произвело ли познание, которое вы получили в результате исследования этой темы, какую-либо перемену в вашем отношении к Писанию? Да или нет и почему?

3. Эта тема обращает наше внимание на важность пения во время богослужения. Какую музыку вы считаете уместной на богослужении? Почему? Есть ли возможность сделать духовную музыку более разнообразной? Каким образом музыка может обогатить вашу ежедневную жизнь со Христом?

4. Как красота природы влияет на вашу духовную жизнь? Помогает ли общение с природой хранить любовь в вашей семье? Да или нет и почему? Каким образом вы можете более тесно общаться с Природой в своей повседневной жизни?

5. Подумайте, как чудеса природы можно использовать в качестве средств приближения неверующих к Иисусу Христу?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Какое внимание проявил к нам Бог на страницах Песни Песней! Он рассказал нам о тайнах любви в самых выразительных образах человеческого языка. Истина Царя царей, представленная земным монархом, подобно тому, как ювелир обрабатывает редкостную жемчужину и кладет ее в дорогую сокровищницу, соответствующую ее ценности и великолепию. Поэзия Песни Песней говорит о Божьей благодати и Ее путях, которыми Он ведет нас к жизненно важной истине, столь необходимой в нашем супружестве и в наших домах. Песнь Песней Соломона вновь напоминает нам о том, что когда Бог дает, Он дает с избытком — мерой доброю, полною и утрясенною.


<<< | Песнь Любви | >>>
| Живая Вода |



Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru

Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru

Используются технологии uCoz