Комментарий адвентистов седьмого дня на Евангелие от Иоанна, 5 главу.

Стихи: . 1 . 2 . 3 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 .
. 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . 34 . 35 . 36 . 37 . 39 . 40 .
. 41 . 42 . 43 . 44 . 45 . 46 .

Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 5 главу

| оглавление комментария | на главную страницу |


Исцеление больного в купальне Вифезда

Вторая пасха: исцеление больного в субботу.

Иоанн 5:1-15 (cм. карту стр. 217; таблицу стр. 229; относительно чудес см. стр. 208-213).

Иоанна 5:1

После сего. Буквально "после этих событий". Подобная фраза применена в начале 6 и 7 главы (см. на 6:1).

Праздник. Очевидность самого текста раздвоена (стр. 146) между этим и "праздник" с определённым артиклем.

С самых древних времён комментаторы не имели между собой единого взгляда относительно тождественности этого праздника. Мнение отцов церкви расходится: имеется ли здесь в виду Пасха или Пятидесятница; и действительно, в одном Евангельском манускрипте 9 столетия в Оксфорде зашли настолько далеко, что поместили "праздник опресноков" вместо "праздник иудейский", таким образом, отождествляя этот праздник как Пасху. Другие более поздние манускрипты, однако, делают другую попытку, помещая после слова "иудейский" слово "кущи". В наше время некоторые комментаторы отстаивают взгляд, что в данном тексте упомянут праздник обновления; и ещё многие другие отождествляют его с праздником Пурим. Таким образом, почти каждый праздник иудейского религиозного года имеет в этом случае своих защитников.

Хотя необходимо признать, что никакого заключительного ответа нельзя представить для данного вопроса, всё же имеются определённые доказательства, которые можно принять во внимание для достижения пробного, экспериментального заключения. В предыдущей главе (4:35) Иисус заявил, что до жатвы ещё остаётся четыре месяца. Поскольку созревание урожая в Палестине выпадает на апрель и май, - события 4 главы должны происходить в декабре или январе. В это же самое время во всех синагогах Палестины праздновался праздник обновления (также известный как Ханукках). Несомненно, однако, что этот праздник не указан здесь, не только потому, что он был одним из праздников, в которые все иудеи регулярно приходили в Иерусалим (см. Исх. 23:14. Втор. 16:16), но также и по той причине, что он был зимой (Ин. 10:22), в такое время, когда больные едва ли могут быть в крытых галереях купальни Вифезда. Следующий праздник был Пурим, который праздновался в средине последнего месяца иудейского года, ближе к первому числу марта. Хотя в это время погода должна быть более мягкой, всё же сомнительно, чтобы здесь имелся в виду праздник Пурим, ибо подобно празднику обновления, он не был одним из великих праздников, на которые иудеи обычно путешествовали в Иерусалим. Три других праздника, с которыми отождествляют праздник в Иоанна 5:1 - Пасха, Пятидесятница и кущи - всё праздновались в Иерусалиме и как раз во время тёплой, мягкой погоды. Из этих трёх праздников кажется, что в пользу пасхи имеются самые сильные доказательства, что именно этот праздник рассматривается здесь в данном месте. Именно пасха отождествлялась ещё во втором столетии Иремеем (против ересей 11. 22, 3). Подобное выражение "праздник иудейский" применено для праздника пасхи в 6:4 и праздник в 5:1 является первым праздником после 4:35, на который Иисус, подобно всем иудеям должен был придти в "Иерусалим" (см. стр. 192, 193. Таблица 5 стр. 229. См. на Мф. 20:17).

Это чудо и обвинение Иисуса перед синедрионом (см. на ст. 16-18) отметили конец служения в Иудее. Вероятно, в то время была пасха 29 г. (см. стр. 192 таблица 5 стр. 229. См. доп. примечание на Лк. 4 гл.) спустя год после первого очищения храма (см. 2:13). Таким образом, период служения в Иудее простирался около года, временно прерванный уходом в Галилею, о чём упомянуто в 4:1-3.

В Иерусалиме. См. на Мф. 20:17.

Иоанна 5:2

Овечьих ворот. Гр. "пробатике", прилагательное, имеющее отношение к существительному овцы. Толкователи расходятся во мнении, как оно должно быть понято здесь: как означающее "овечий рынок", "овечий пруд" или "овечьи ворота" - это значения для возможных истолкований. Взяв предпочтительно слова "овечий" и "пруд" вместе и читая: "Есть же в Иерусалиме у овечьего пруда (место), называемое по-еврейски "Вифезда" - факт, который все христианские писатели до 13 столетия именно так понимали это место. С другой стороны, если "овечий" и "пруд" не брать вместе и "овечьи" понимать как сокращённое название определённой местности в Иерусалиме, "овечьи врата" (Неем. 3:1. 12:39) кажется, представят вероятную тождественность.

Купальня. В других переводах "пруд", "заводь". Хотя имеется некоторая дискуссия относительно местонахождения этой купальни, она обычно отождествляется со сдвоенной купальней, расположенной теперь ниже руин церкви Святой Анны, как раз севернее настоящей Виа Долороза. Ещё в 3 столетии Ориген описывает эту купальню как окружённую четырьмя галереями с пятой, делящей её пополам, что соответствует записи в Евангелии от Иоанна. В настоящее время на месте этой купальни находится улоговина в 55 футов длины, 12 футов ширины и глубиной - несколько футов ниже поверхности земли. Ибо уровень земли теперь выше, чем в древние времена. Она покрыта пятью арками, которые поддерживают пол (междуэтажное перекрытие) древней церкви, которая была построена выше её.

Вифезда. Название этого места в различных манускриптах приводится различно: Бетгезда, Бетгзатга, Бельзетга и Бетгзаида; и доказательство самого текста для каждого из этих чтений - не без значения. Хотя заключительного решения по этому вопросу вывести нельзя, кажется вероятным, что первоначальное чтение было Бетхзатха или нечто подобное, так как северо-восточная часть города, в которой находилась эта купальня (см. выше "купальня") называлась Безетха (см. Иосиф Флавий - Война 11, 19, 4. 530; V 4. 2 151), которая легко может быть вариантом Бетхзатха.

Название Вифезда происходит от армейского слова "Бетх чезда" - "Дом милосердия" (здесь сказано "по-еврейски" как и повсюду в Евангелии от Иоанна; см. 19:13, 17. 20:16). Оно могло быть введено в позднейшие манускрипты, поскольку оно было подходящим названием для места, где Иисус исцелил больного. Однако, поскольку Иоанн не делает никакой попытки истолковать это значение здесь, он, очевидно, не имеет в виду выставить на первый план значение этого слова и современные истолкователи хорошо сделают, если последуют его примеру, воздерживаясь от аллегорического толкования этого названия.

Пять крытых ходов. См. выше "купальня".

Иоанна 5:3

Ожидающих движения воды. Значительность доказательства самого текста (ср. стр. 146) - за опущение слов "ожидающих движения воды" и всего четвёртого стиха. Таким образом, повествование о даровании ангелом сверхъестественной исцеляющей силы воде, находящейся в купальне, - не будет частью первоначального, оригинального текста, но вероятно было прибавлено в попытке объяснить ст. 7. Однако, что эта легенда была основана на раннем предании, отмечено фактом, что Тертуллиан уже знал о ней в начале третьего столетия. Нет никакого доказательства о включении этой вставки прежде его времени. Ввиду 7 стиха это место, очевидно, сохраняет то, что было общераспространённым мнением относительно вод купальни (см. ЖВ 201).

Пульсация воды была реальной (ЖВ 202), но имеется очевидность, не выраженная прямо в повествовании легенды, что этот популярный взгляд в действительности не имел дальнейшего основания. Более сильный напирал на слабого, в своём страстном желании достигнуть воды, когда она возмущалась и многие умирали у самой купальни (ЖВ 201, 202, 206). Таким образом, более эгоистичный, решительный и сильный человек был более вероятным претендентом, чтобы достигнуть купальни первым и быть исцелённым. Наиболее нуждающийся был наименее вероятным претендентом, чтобы воспользоваться благами исцеления, тогда как Иисус избрал наихудший случай. Только тот, кто первым достигал возмущённой воды купальни, согласно легенде - исцелялся, то время, как дары Божии представлены для всех одинаково, кто способен воспринять их. Также исцеление имело место только периодически. Принципы, подразумеваемые в этом повествовании об этих "исцелениях" в купальне, кажутся поразительно отличными от принципов, посредством которых Иисус совершал Свои чудеса.

Иоанна 5:5

38 лет. Это заявление является важным свидетельством о воистину чудесной природе исцеления, совершённого Иисусом, ибо оно включает всякую возможность, что этот человек страдал от временного бессилия. О подобных заявлениях относительно других чудес - см. Лк. 13:11. Деяния 4:22. Этот больной был одиноким, лишённым друзей, безнадёжным, "парализованным" калекой. (См. ЖВ 202, 203) Его состояние было самое худшее из всех, пребывавших на берегу купальни (ЖВ 206).

Иоанна 5:6

Хочешь ли? Необходимо избегать чрезмерного подчёркивания на функции воли, подразумеваемого в этом вопросе, ибо греческое выражение имеет простое значение: "Желаешь ли быть исцелённым?" Вопрос Иисуса был риторическим, ибо очевидно, что человек желал освободиться от своей болезни, но этот вопрос был задан с целью, чтобы обратить непосредственное внимание страдающего на Иисуса и на проблему исцеления от его страдания.

Иоанна 5:7

Не имею человека. Трогательный ответ страдающего человека раскрывает историю физического страдания оставленного друзьями и что после каждой лелеемой надежды - каждый раз следовало ещё более горькое разочарование. В этом месте повествования его надежда всё ещё была сконцентрирована на предположительно сверхъестественном чудотворном влиянии купальни. Очевидно, ему и на ум не могло придти, что Иисус может исцелить его каким-либо другим средством.

Иоанна 5:8

Встань. Слова Иисуса, высказанные здесь, поразительно подобны записанным в Мк. 2:11. Их выразительность и прямота должна была вселить доверие в больного человека (см. ЖВ 202, 203). Иисус не пытался отвергнуть суеверия относительно купальни и не выяснял причин болезни человека. Скорее положительным подходом Он повелел человеку проявить свою веру. О требованиях Иисуса к тем, кого Он исцелял - см. стр. 209.

Постель. Циновка из соломы, которую легко можно было свернуть и нести на плече.

Иоанна 5:9

Тот час. Иоанн употребляет это слово менее часто, чем Марк (см. на Мк. 1:10), и здесь оно находится в резком контрасте с выражением "38 лет", на протяжении которых этот человек болел.

Пошёл. Форма слова, применённая здесь, в гр. подлиннике подразумевает не просто ходьбу, но новую способность, которой человек продолжал обладать. Физически он теперь вступил на новый путь жизни.

День субботний. Это первое из семи отмеченных чудес совершённых в субботу (см. чудеса 3, 5, 9, 27-29 перечисленные на стр. 210-213). В данном случае Иисус в первый раз открыто бросил вызов раввинским предписаниям, касающимся субботы (см. на Мк. 1:22. 2:23-28. 7:6-13). Что Он совершил это в тот момент, когда город был полон праздничных гостей и что Он наглядным образом отверг такие традиции, совершив чудо и, обнародовав его, повелевая человеку нести свою постель - демонстрирует значение, которое Он придавал этому вопросу (см. на 5:10, 16).

Иоанна 5:10

Не должно. См. на Мк. 2:24. Иудеи, казалось, были озабочены не тем, что человек был исцелён в субботу, но что он нёс ношу - свою постель в этот день. Иудейский традиционный закон предусматривал точные предписания относительно ношения нош в субботу. Таким образом, Мишна перечисляет 39 видов работ, которые нельзя совершать в субботу, самая нежелательная из которых - "переносить что-либо из одной местности в другую" (Мишна, Суббота. В Талмуде издания Санкина стр. 349). Другое место в Мишне провозглашает, что если человек несёт в публичном месте "живую личность, завёрнутую в постель, он не заслуживает порицания даже относительно постели, поскольку постель является для него вспомогательным средством" (Мишна. Суббота 10. в Талмуде издания Санкина стр. 448), которая подразумевает, что несение пустой постели необходимо рассматривать как нарушение закона.

Иоанна 5:11

Кто меня исцелил. Прежде бывший больной очевидно не делал никакой попытки оправдать своё действие терминами из иудейского закона, но вместо этого он указал на более высокий авторитет, в Котором его опыт представил ему Иисуса, как совершившего всё это.

Иоанна 5:12

Кто тот Человек? Задавшие этот вопрос достаточно хорошо знали, что никто кроме Иисуса не мог совершить это чудо, но вероятно искали прямого доказательства, посредством которого они могли бы представить Его как нарушителя их субботних предписаний. Как явствует из дальнейших событий (ст. 16-47), они понимали и уже имели ясные доказательства против Него.

Иоанна 5:13

Скрылся. Гр. "екнеудо" - "незаметно уйти", "уйти не прощаясь". Цель Иисуса при совершении этого чуда не заключалась в том, чтобы вовлечь Себя в дискуссию с иудеями, но посредством конкретного поразительного действия продемонстрировать природу истинного соблюдения субботы и показать ложность традиционных ограничений, которыми фарисеи пытались связать свою нацию.

В народе. Иерусалим был особенно переполнен толпами народа в период великих праздников (см. ст. 1) и, несомненно, это чудо было совершено в присутствии многих, которые должны были понести свидетельство об этом далеко за пределы Иудеи. Следует заметить, что Иисус не требовал исповедания веры от немощного человека прежде его исцеления, однако, очевидно его вера оказалась на высоте положения, когда пришёл призыв по этому случаю.

Иоанна 5:14

Иисус встретил его. Очевидно, Иисус искал этого человека, ибо духовное воздействие исцеления ещё не было возложено на него, чтобы нести его. Хотя в совершении этого чуда, кажется, заключалась большая цель - показать иудеям бессмысленность их преданий (см. на ст. 10), всё же Иисус не пренебрегал спасением даже и одного человека, которому Он сделал всё.

Храме. Гр. "хиерон", слово, указывающее скорее на весь храмовый комплекс, чем на святилище в узком смысле этого слова (см. на Мф. 4:5). Вероятно, Иисус нашёл человека в одном из дворов храма.

Не греши больше. Или "не продолжай грешить". Иисус направил мысли этого человека от его физического благополучия на его нужду в духовной чистоте. Его отклик на повеление Иисуса в купальне Вифезда: "Встань, возьми постель твою и ходи", - был откликом веры, началом как духовного, так и физического здоровья. Теперь, дальнейшее увещевание Иисуса: "...не греши больше" - подразумевало как его прежнюю жизнь, которая была жизнью греха (см. ЖВ 202), так и то, что эти грехи были прощены. Тесная связь между физическим исцелением и прощением грехов была наглядно показана в исцелении расслабленного человека (Мк. 2:5-12).

Чтобы не случилось... хуже. Это можно понять как рецидив, или повторение то же болезни в ещё более тяжёлой форме, чем он перенёс прежде, возможно более острое течение болезни, вместо хронической, телесной слабости, которой он так долго страдал. Однако, из этого места писания нельзя вывести заключение, что болезнь представляет из себя Божественное наказание за беззаконную жизнь разбитого параличом, или что болезнь - неизбежное последствие греховной жизни. История Иова и слова Иисуса, высказанные относительно слепого человека (9:2, 3), ясно подчёркивают опасность допущения такого взгляда на связь между грехом и болезнью (см. на Иова 42:5. Пс. 37:4. 38:9).

Иоанна 5:15

Объявил иудеям. Очевидно этот человек отождествлял своего благодетеля перед иудеями, поскольку он пытался смягчить выдвигаемое против Него осуждение, содействуя в получении ответа на их вопрос и также потому, что он теперь желал публично признать Того, Кто исцелил его.

Иоанна 5:16

Гнать Иисуса. Иисуса привели пред синедрион и обвинили в нарушении субботы (см. ЖВ 204) и присоединили к этому обвинению ещё и богохульство (ст. 18). Руководители народа пытались противодействовать неоспоримо великому влиянию Иисуса на народ (см. на 2:23). Также они посылали шпионов, следить за Ним, очевидно с целью - создать судебное дело, чтобы они могли осудить Его на смерть (ЖВ 219).

Своим действием, публично порицая Иисуса весной 29 года иудейские руководители пытались подорвать Его авторитет и влияние над народом (ЖВ 213). Они во всеуслышание предостерегали народ против Него и посылали шпионов, чтобы они следовали за Ним, пытаясь выискивать повод для законного действия против Него. Вполне осознавая, что их оппозиция к Нему не имела никакого извинения, они стали с этого времени ещё хуже относиться к Нему, и начали полагать планы, как отнять Его жизнь. Этот замысел они выполнили два года спустя на пасху 31 г.

Весной 29 г. они имели достаточное доказательство о Его роли как Мессии - они знали о видении Захарии (Лк. 1:5-20) и свидетельстве пастухов (Лк. 2:8-12), о посещении волхвов (Мф. 2:1, 2), о посещении храма Иисусом в возрасте 12 лет (Лк. 2:42-50), о свидетельстве Иоанна Крестителя о Христе, как Мессии (Ин. 1:19-34). Сравнительно недавно они получили дополнительное доказательство о совершенстве характера Иисуса и здравости Его учений и Божественном характере Его чудес. Плюс ко всему этому - они имели пророчества. Посредством них иудеи должны были получить должное впечатление, поскольку все предсказанные события исполнились именно в то время.

В субботу. Кажется, иудеи не имели намерения наказать человека за несение его постели в субботу, кроме публичного порицания. Но Иисуса - автора чуда они пытались убить, вероятно, за то, что Он исцелил человека, так и за то, что Он повелел ему нести его постель в субботу (см. 7:22-24. 9:6, 14). В то время как разрешалось так поступить в отношении острого заболевания человека, но такое обхождение воспрещалось для хронических больных, что и имело место в данном случае. Таким образом, древний иудейский комментарий, написанный много столетий спустя после времени Иисуса, но, несомненно, отражающий положение его дней, провозглашает: "Позволительно ли исцелять какую-либо личность в субботу?" Наши учителя учат: "Попирающим ногами субботу грозит смертельная опасность; но если это несомненно, или он (больной человек) вновь обретёт здоровье или нет, он не должен попирать субботу ногами (в своей выгоде)" (Тангума. Б. цитировано в Штрак и Биллербек - комментарий на Новый Завет Т 1 624 стр.). Выбор Иисуса в представлении примера человека, который болел на протяжении 38 лет, кажется, был сделан с целью - продемонстрировать ошибочность таких иудейских законнических ограничений.

Иоанна 5:17

Доныне делает. Этими словами Иисус заверил Своих слушателей, что Бог, Который сделал мир, всё ещё активно действует в их сердце, даже в субботний день (см. ЕГВ доп. материал на Деяния 17:28). Это был противоречивый деистический взгляд в некоторых кругах иудаизма, которые представляли Бога настолько далёким от мира, что Он имел лишь небольшое соприкосновение с ним. Даже более того, слова Иисуса заверяли, что Его собственные дела, открытые в чуде исцеления, которые Он только что совершил, в самом деле были делом Божиим. Выраженная здесь мысль основана на рассуждении (Ин. 5:19-47).

И Я. Или "Я также". Подчёркнутое применение местоимения наряду с сочинительным союзом подразумевает равенство Иисуса с Богом.

Иоанна 5:18

Отцом Своим. Буквально "Его собственным Отцом". Говорить о Боге как Отце не было совершенно чуждым, согласно иудейского обыкновения. Изредка в неканонической иудейской литературе (см. стр. 84-86) Бог называется Отцом иудеев (см. Юбилей 1:24, 25, 28. Товита 13:4). Несколько раз в молитвах он назван Мой Отец (Еккл. 23:1-4 и Премудрости 14:3). Оно не представляло собой такого выражения, за которое теперь иудеи обвиняли Иисуса в богохульстве. Несомненно, осознавая что они не имеют ничего, чтобы ответить на Его защиту относительно исцеления в субботу (5:17), они бросили вызов Его претензии о равенстве с Богом, что они заключили из Его высказывания: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". Иоанн отметил ясное различие в умах иудеев между сказанным о Боге как Отце, и подразумеваемой претензии Иисуса, что Бог был Его собственным Отцом в особом смысле.

Равным Богу. См. Флп. 2:6. См. на Ин. 1:1. Признание здесь, что взаимоотношение между Отцом и Сыном суть отношения Бога и Христа, как равных между собой - весьма значительно. Иногда выдвигается аргумент, что Иисус был Сыном Божиим лишь в том же самом смысле, как и все люди являются сынами Божиими, т.е. посредством творения и духовного отцовства; как было указано, что термин "Сын Божий" часто применялся в греко-римском мире как титул императоров, отмечая, что они были полубогами, но не обязательно, чтобы они обладали полнотой Божества. Однако здесь запись Иоанна показывает, что иудеи поняли ясно слова Иисуса, как выражающие равенство со Всевышним.

Иоанна 5:19

Сын. Хотя Иисус часто ссылается на Себя как на Сына Человеческого - титул, который подчёркивает Его человеческую природу и вероятно подразумевает Его роль как Мессии (см. на Мф. 1:1. Мк 2:10), в настоящем контексте ясно выраженный титулом "Сын" ясно означает "Сын Божий". Это становится очевидным, как из того факта, что Он применил Его в связи с Отцом и также из Его ссылки на Сына Божия (Ин. 5:25). Существенно, что когда иудеи обвинили Иисуса в претензии на Божественность, Он пошёл дальше, скорее с целью, чтобы объяснить и расширить эту претензию, чем приуменьшить её каким-либо образом (см. доп. прим. на 1 главу).

От Себя. Т.е. соответственно Его личного согласия, по Его личной инициативе.

Увидит Отца творящего. Дела Иисуса находились в полном согласии с образом действий, как Сам Бог обходился с человеком. Более того, они были наивысшим Божиим выражением Его любящей заботы о человеке. Что Иисус мог настолько совершенно отразить характер Отца - было возможным только потому, что Сын проявил полное послушание воле Отца.

Иоанна 5:20

Любит Сына. См. 3:35.

Всё. Здесь Иисус заявляет о Своём совершенном понимании воли Отца. Только Тот, Кто Сам был Богом, мог правдиво выразить такое утверждение.

Дела больше сих. Т. е. ещё большие, чем чудеса исцеления, которые Иисус должен был ещё совершить (см. на ст. 21). Сила заявления Иисуса является тем более выдающейся, что оно было высказано пред лицом осуждения за чудо, которое Он только что совершил.

Иоанна 5:21

Как Отец. Сравнение само по себе подразумевает равенство Сына с Отцом. Иудеи правильно верили, что воскресение мёртвых - исключительное право Бога; претендуя на подобную силу, Иисус отстаивал Свои права на Божественность.

Сын оживляет. Несомненно, это применимо как к силе Иисуса воскрешать мёртвых "при последней трубе" (1Кор. 15:52), так и к Его силе - дать новую жизнь каждому христианину, переживающему опыт нового рождения (см. 3:3). Немного спустя, иудейская литература подчёркивала, что воскресение рассматривалось, как работа Мессии; однако, в настоящем рассуждении Иисус не выставляет Свою роль как Мессии, но скорее выделяет Свою Божественность.

Иоанна 5:22

Ибо Отец и не судит. Отец отдал в руки Сына успешное выполнение дела искупления. Отец не стал человеком, Он не отдал Свою жизнь, чтобы спасти человека; н Сын, который стал человеком, и отдал Свою жизнь за человечество, имеет право, чтобы судить тех, которые отвергли Его. Он один знает полную силу искупления, ибо Он понёс Сам грехи мира (См. Ин. 5:27, 29. Евр. 4:15).

Иоанна 5:23

Чтили. В своём непосредственном изложении, слова Иисуса увещевали Его слушателей, верующих, почитавших Бога, что по этой же самой причине они должны также чтить и Сына. В действительности, невозможно почитать Бога без почитания Сына, которого Он послал.

Иоанна 5:24

Истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51.

Слушающий. Этот стих является значительным, ибо отражает тесную связь между слышанием и верованием. В действительности, два этих действия представлены в гр. подлиннике причастиями, имеющими общий артикль, подразумевая, что слышание не будет иметь значения до тех пор, пока не будет верования (См. на Мф. 7:24). Здесь в дальнейшем Иисус выделяет Своё подчинение Отцу, ибо весть Сына ("слово Моё") имеет цель - направить людей верить в Отца и возложить своё упование на Него.

Имеет жизнь вечную. Это провозглашение представляет собой более, чем только обетование о грядущей вечной жизни; это уверенность, что верующий уже теперь и здесь может начать наслаждаться жизнью, вечной по своим свойствам, ибо он духовно соединён со Своим Господом, жизнь Которого он воспринял. "Дух Божий, воспринятый в сердце верою, является началом вечной жизни" (ЖВ 388. Ин. 6:47. 1Ин. 5:11, 12. см. на Ин. 3:16).

На суд не приходит. Буквально "переходит". Переход от смерти в жизнь, не только телесное преображение при будущем воскресении, но также опыт, через который каждый искренний христианин уже прошёл и плодами которого он продолжает наслаждаться. Духовно решающее изменение от смерти в жизнь происходит, когда человек рождается свыше (Еф 8:5. Кол. 2:13. См. на Ин. 1:13).

Иоанна 5:25

Истинно. См. на Мф. 5:18. Ин. 1:51.

Наступает время, и настало уже. В то время как фраза "наступает время" явно относится к буквальному воскресению в будущем (ст. 28), слова "настало уже", кажется, указывают на опыт, о котором Иисус только что говорил, когда христианин "перешёл от смерти в жизнь". Таким образом, следует принять во внимание, что духовное воскресение доступно сразу каждому, кто хотя духовно мёртв, всё же услышал глас Сына Божьего. О подобном применении этих фраз см. в 4:21, 23.

Истинно также, что смысл этого стиха говорит о частичном воскресении, в то время как ст. 28 определённо провозглашает, что при будущем воскресении "...все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия". При таком истолковании ст. 25 можно рассматривать как ссылку на особое воскресение многих "усопших святых", которые пробудились при воскресении Христа, как первые плоды Его победы (см. Мф. 27:52, 53).

Иоанна 5:26

Как... так. См. на ст. 21.

Сыну дал. См. на 6:37.

Жизнь в Самом Себе. "Во Христе находится самобытная, незаимствованная, не унаследованная жизнь" (ЖВ 530). Хотя как воплощённый Сын, Который "смирил Себя" ("Опорожнил Себя" - англ. проверенная Библия) в проявлении Своих Божественных прав, Христос говоря о Своём существовании н земле, как человек среди людей, мог ссылаться на обладание жизнью как даром от Бога. "Божественность Христа является гарантией верующего - относительно вечной жизни" (ЖВ 530. См. доп. материал на 1 главу).

Иоанна 5:27

Власть. Поручая Сыну выполнить план искупления для спасения человека и славы Божией, Отец также вручил Ему и функцию суда, это особенно приемлемо, ибо Сын Божий, Божественная личность, является также Сыном человеческим, человеческой личностью, которая устояла против искушения (Евр. 4:15), несла на себе грех вместо грешников и испытала смерть. Всё же Он восторжествовал в великой борьбе с сатаной. Никакая другая личность во вселенной не была настолько правомочной и подходящей, чтобы совершить вечный суд над людьми, и никакая другая личность не смогла бы прославить и оправдать Бога посредством этого суда (см. на ст. 22).

Иоанна 5:28

Наступает время. См. на ст. 25.

Все. Это особая ссылка на воскресение мёртвых без указания на различие между первым и вторым воскресением (см. Отк. 20:5, 6). Взгляды иудеев на вопрос воскресения в дни Христа резко расходились... Саддукеи вообще отрицали воскресение мёртвых, в то время как фарисеи сильно отстаивали вопрос, что мёртвые воскреснут. Даже среди тех иудеев, которые придерживались учения о воскресении, очевидно, также существовало расхождение в вопросе, кто должен иметь участие в воскресении. Некоторые придерживались мнения, что воскреснуть должны только праведные; другие подтверждали, что как праведные, так и нечестивые должны подняться из своих могил. В связи с этим последним взглядом, документ написанный приблизительно в конце второго и начале первого столетия до н. э. представляет патриархов как заявляющих: "Тогда мы также воскреснем, каждый при своём колене, поклоняясь Царю Небесному. Тогда также воскреснут все люди, некоторые для славы, а другие - для стыда" (Завет Вениамина 10 гл. 7-8. Приведено в Чарли "Апокрифы и труды сомнительного авторства" т. 2 стр. 359). Иисус в соответствии со Своей обычной практикой не вступал в диспуты о различных точках зрения, которых придерживались иудеи относительно воскресения, но просто изложил истину, что "все находящиеся в гробах... изыдут".

Иоанна 5:29

Творящие добро. Из этих слов не следует делать вывод, что спасение можно заслужить "добрыми делами". Как добрые, так и злые дела являются лишь отражением духовного состояния человека. О хороших или плохих деревьях можно судить на основании их плодов и соответственно - достойны ли они возделывания или уничтожения, хотя внутренняя доброта или негодность деревьев не находится в их плодах. Соответствующим образом люди могут быть классифицированы терминами их дел, хотя их дела являются лишь внешними знаками их внутреннего духовного состояния, которое является решающим фактором в их спасении.

Воскресение жизни. Т. е. воскресение, которое служит отличительным признаком вечной жизни или в результате которого наступит вечная жизнь; воскресение в самом деле - само по себе жизнь, под воздействием жизни Христа, в которой верующие становятся участниками. Христос стал причастником одной плоти с ними, одного духа. Именно, посредством этого союза, мы восстанем из могилы - не просто из-за проявления силы Христа, но потому, что через веру Его жизнь стала нашей (ЖВ 388).

Осуждение. Гр. "кризис" - "суд", "осуждение". Контраст этого слова с "жизнью" отмечает, что оно не должно быть понято здесь в смысле "враждебное осуждение". Это же самое слово переведено "суд" в ст. 24 и 22. Все стихи, в которых кажется подмечено, что суд вручён Христу - здесь главным образом суд над нечестивыми.

Иоанна 5:30

Ничего не могу творить. См. на ст. 19; 6:38.

Как слышу. Т.е. от Отца.

Суд. Гр. "кризис" - см. на ст. 29. Принимая во внимание контекст, слова Иисуса здесь являются утверждением о справедливости Его осуждения грешников в заключительном суде (см. на ст. 22-27).

Отца. Очевидность самого текста склонна (ср. стр. 146) к опущению этого слова.

Иоанна 5:31

Свидетельствую Сам о Себе. Что касается свидетельств иудейской узаконенной системы, касающейся различных сфер, в частности вопроса личной жизни, в Мишне сказано: "Никто не может свидетельствовать сам о себе" (Мишна, Кетхуботх 2, 9 в Талмуде издания Санкина стр. 151). Заявление Иисуса в данном стихе, вероятно, имеет в виду - обратиться к такому виду мышления среди своих иудейских слушателей. На первый взгляд в 8:14 кажется, выражено противоречие заявлению высказанному здесь, однако в каждом из этих случаев слова Иисуса были приспособлены к тому, чтобы встретить взгляды Его слушателей. В 8:14 дискуссия не касается Его отношения к Отцу, но скорее Его провозглашения: "Я - свет миру", который фарисеи отвергли, ибо Он сказал это о Самом Себе. Тем не менее, несмотря на это возражение, Иисус настаивал, что Его слова были истинными. В настоящем месте Писания, однако, изложение совершенно иное. Здесь Иисус пытается продемонстрировать Свою зависимость от Своего Отца, указывая на дела, которые Он был уполномочен совершать, как доказательство Своих претензий (5:36, 37). Чтобы придать силу своим высказываниям, Он кажется желал напомнить Своим слушателям об иудейском принципе, согласно которого свидетельство о своём личном поведении не считалось действительным.

Иоанна 5:32

Другой. С самых древних времён комментаторы понимали этот стих в двух различных значениях. Некоторые относят слово "другой" к Иоанну Крестителю в виду непосредственного контекста (ст. 33-35) и, несомненно, слушатели Иисуса в то время понимали Его таким образом (ст. 34). Осознавая, что Его собственный авторитет не был принят (ст. 31), Иисус раскрыл все доказательства, обращая внимание на четыре различных свидетельства:

1. На свидетельство Иоанна (ст. 32-35).

2. На чудеса (ст. 36), которые иудеи не могли опровергнуть.

3. На свидетельство Отца (ст. 37).

4. На Священные Писания (ст. 39) и особенно на писания Моисея (ст. 45-47), которые иудеи признавали как авторитет, превосходящий все другие книги.

Многие другие истолкователи, хотя и не отрицающие этого четырёхкратного проявления доказательств Иисуса, понимают настоящий стих скорее, как относящийся к Отцу в предвидении (ст. 37). Они указывают, что ст. 32 находится в настоящем времени, приготовляя выражение продолжающегося свидетельства Отца о Своём Сыне, в то время, как ст. 33-35, которые определённо применимы к Иоанну - находится в прошедшем времени, как служение, которое в исследуемое нами время уже пришло к своему концу.

Иоанна 5:33

Вы посылали. Это, вероятно, ссылка на случай, отмеченный в 1:19-27.

Иоанна 5:34

Не от человека принимаю свидетельство. Когда Иисус заявил, что был другой, кто нёс свидетельство о Нём (ст. 32), несомненно, многие из иудеев сразу же поняли, что Он ссылается на Иоанна Крестителя (см. 1:7, 8, 15-18, 26, 27, 29-36). Иисус продлил Своё высказывание, указывая, что Иоанн действительно нёс свидетельство об истине, но что законность собственных претензий не стоит и не падает чрез такое человеческое свидетельство.

Чтобы вы спаслись. Хотя, признавая, что истинность Его слов не зависела от наличия свидетельства о них Иоанна Крестителя, тем не менее, Иисус напомнил иудеям, что Иоанн свидетельствовал о Нём, ибо большое число народа верили Иоанну (см. Мф. 21:26). Обращаясь к такому свидетельству, Иисус мог побудить некоторых верить в Него, и таким образом мог спасти их.

Иоанна 5:35

Светильник. Гр. "лучнос" - "лампа", "светильник" (см. на 1:9). Апостол Иоанн высказался о Крестителе, что "он не был светом" (ст. 8). Скорее всего Иоанн Креститель был светильником в сравнении со Христом, который был "истинным светом" (ст. 9). Как нет нужды в светильнике при наступлении дневного света, так и работа Иоанна сменилась работой Иисуса.

Слово, переведенное как "горящий", является формой глагола "каио" - "поджигать" и таким образом можно подразумевать, что Иоанн представлял из себя вторичный, заимствованный свет, который зажёг в нём Христос, т. е. больший свет.

Вы хотели. Относительно популярности Иоанна - см. Мф. 3:5-7, 21-26.

Малое время. Во время данного рассуждения публичное служение Иоанна уже пришло к концу и он, очевидно, был в темнице (см. на Лк. 3:19, 20).

Иоанна 5:36

Больше Иоанна. В виду контекста, заявление стиха 34 кажется ясным, что Иисус здесь имеет в виду, что Он имеет ещё большее свидетельство, чем любое свидетельство, которое Иоанн представил о Нём.

Дела. Это включает в себя не только чудеса Иисуса, но и всё Его служение ради людей: Его безгрешную жизнь, Его учение, Его дела милосердия, Его смерть и Его воскресение. Эти дела, вместе взятые, составляют свидетельство об истинности Его претензий, свидетельство, с которым никакое человеческое провозглашение не может сравниться по значению. "Наивысшее доказательство, что Он снизошёл от Бога, заключается в том, что Его жизнь открыла характер Бога" (ЖВ 407).

Иоанна 5:37

Отец. Наивысшее свидетельство об истине, заключающейся во Христе, не может быть найдено ни в человеческом свидетельстве, ни в делах Иисуса, но в голосе Бога, говорящего к человеческому сердцу. Когда христианин в своём собственном сердце сознаёт, что "Отец Сам свидетельствовал о Христе", он обладает определённостью, которая превосходит все другие заверения. Возможно Иисус также имел в виду голос с неба при Своём крещении (см. на Мф. 3:17).

А вы ни... Слушатели Иисуса слышали свидетельство Иоанново и они видели дела Иисуса, но третьего вида свидетельства - Отца, открывшегося их сердцу - они не знали, ибо согласно слов Иисуса, они "не верили Тому, Которого Он послал" (ст. 38). Хотя слышание человеческого свидетельства и созерцание дел Иисуса может предшествовать вере, всё же наивысшее доказательство о Христе как Мессии и Божественности Иисуса может проявиться только после того, как в сердце начнёт возрастать вера. Только чрез глаза и уши веры можно услышать и увидеть Отца, и Он сможет сказать нам слово об Иисусе Христе, пребывающем в человеке и будет понят им. Лишь когда это слово пребывает и осознаётся, - не может быть никакой большей уверенности.

Иоанна 5:39

Исследуйте Писания. Это место можно перевести как простое заявление: "Вы исследуете Писания" или как повеление: "Исследуйте Писания!" Контекст, кажется, подчёркивает, что эти слова наилучшим образом могут быть поняты как откровенное, ясное заявление Христа иудеям: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне!" С древних времён бытовал иудейский взгляд, что познание закона уже само по себе гарантировало человеку вечную жизнь. Так Гиллель, раввин первого столетия до н.э., провозгласил: "Тот, кто постиг сам для себя слова Торы, приобрёл для себя жизнь в грядущем мире" (Мишна, абот, в талмуде издание Санкина стр. 17). В данном случае Иисус напомнил иудеям применение этого взгляда - что Священные Писания, в которых они думают найти вечную жизнь, были исключительно писаниями, которые свидетельствовали о Нём (см. П. П. 367). Это место можно также действенно применить как предписание для изучения Св. Писаний (см. т. 2 121 стр.). Если бы иудеи исследовали Св. Писание со взором веры, они могли бы быть приготовленными, чтобы признать Мессию, когда Он стоял посреди них.

Место, почти тождественное с этим стихом встречается в апокрифическом Евангелии, найденном в Египте, написанном на папирусе не позднее около 150 г., там сказано: "Обращаясь к правителям народа, Он сказал следующие слова: "Вы исследуете Писание; (эти Писания), в которых вы думаете иметь жизнь, они суть те, которые свидетельствуют о Мне" (Папирус Егертон т. 2 ряды 5-10; гр. текст. в Х. Идрис Белл и Т. К. Скит. Фрагменты из неизвестного Евангелия. Лондон 1935 г. стр. 8, 9). Такое место, кажется, должно быть основано на Евангелии Иоанна и, следовательно, является важным свидетельством о существовании этого Евангелия в период первой половины второго столетия. Факт, что этот апокрифический Евангельский папирус, найденный в Египте, подчёркивает, что Евангелие от Иоанна уже было в обращении там, на значительном расстоянии от Эфеса, его вероятного места описания, - ибо в какое-то время до этого оно было применено для создания апокрифического повествования о Христе. Наряду с соответствующим ему по времени изданием Руландского папируса, Евангелие от Иоанна является значительным доказательством о действительности традиционного датирования четвёртого Евангелия, - приблизительно в конце первого столетия н. э. (см. стр. 179-181).

Иоанна 5:40

Придти ко Мне. В двух последних рассуждениях Иисус ясно показал, что в пришествии к Нему заключается вечная жизнь и что "придти к Нему" - равнозначно значению - верить в Него (6:36. 7:37, 38). Хотя иудеи неоднократно приходили к Нему, чтобы слушать и спрашивать Его, - они не приходили с верой или с чувством их собственной нужды в Его силу, чтобы спастись.

Чтобы иметь жизнь. См. на 16:10.

Иоанна 5:41

Славы от человеков. Заключительный успех работы Иисуса не зависел от того, признают ли Его современные иудейские руководители как Мессию. Цели Его вести и служения превосходят любое одобрение, которое могут выразить человеческие существа. Его конечная цель - покорить царство зла для славы Божией.

Иоанна 5:42

Любви к Богу. Т. е. человеческой любви к Богу, а не любви Божией к ним. Бог любил фарисеев, но слишком часто они упускали возможность чтобы ответить взаимной любовью (см. Ин. 4:10, 11, 19).

Иоанна 5:43

Не принимаете Меня. См. 1:5, 10, 11.

Если иной придёт. Некоторые комментаторы понимают это выражение как прямой исторический намёк на Бар-Кохбу - руководителя иудейского мятежа, которого приветствовали как Мессию в период Второго Восстания в 132-135 году (см. стр. 79). Отвергая вероятность действительного пророческого предсказания, они выдвигают своё истолкование этого стиха, как признак, что это Евангелие не могло быть написано до Второго Восстания. Такое толкование необходимо отвергнуть по двум соображениям:

1. Доказательство очень ясное, что Евангелие от Иоанна было написано до этого времени (см. на ст. 39; см. стр. 179, 181)

2. Заявление Иисуса ни в коем случае не является провозглашением, что некто должен придти, претендуя во имя своё быть Мессией, но скорее Он говорит здесь предположительно, что если кто-либо появится - иудеи будут готовы принять его. В то же самое время истинно, что Бар-Кохба был принят как Мессия, даже иудейским руководителем Акибой и в этом смысле проявилась истинность утверждения Иисуса.

Иоанна 5:44

Славу. Буквально "добрую репутацию". Многие из иудеев оценивали сами себя по самим себе; они рассматривали репутацию человека как добрую или плохую с точки зрения их собственных преданий, вместо того, чтобы взирать на Бога и Его характер как их мерило. Следовательно, они не могли верить во Христа.

От единого Бога. Факт, что только Бог является единым и абсолютным средством, в котором покоится единый, истинный стандарт для оценки характера - характер Самого Бога, как Он открыт в Его законе. Принцип уникальности (единственного в Своём роде) Бога был главным догматом иудейской веры, но иудеи отвергли его своими действиями до такой степени, что оценивали своих ближних согласно стандартов, основанных на человеческих преданиях.

Иоанна 5:45

Моисей. Для иудеев закон Моисеев был основой религии, и в действительности - всей жизни в целом. Теперь Иисус указал своим слушателям на поразительный факт - если они правильно понимали этот закон, они должны увидеть Его, открытого в нём. Таким образом, они были осуждены их величайшим пророком.

В манускрипте апокрифического Евангелия от второго столетия имеется место, очень похожее на данный стих. Оно читается следующим образом: "Не думайте, что Я приду обвинять вас перед Моим Отцом; ваш обвинитель - Моисей, в ком вы полагаете вашу надежду" (Егертон папирус 2. см. на Ин. 5:39, ряды 10-14). О значении этого и других мест из этого документа, которые параллельны Евангелию от Иоанна - см. на ст. 39.

Уповаете. Гр. "ельпизо" - "надеяться". Иудеи обосновывали свою надежду на вечную жизнь в согласии с законом Моисея, как он истолкован в различных преданиях (см. ст. 39).

Иоанна 5:46

Он писал о Мне. Это очевидно не ссылка н какое-либо место в трудах Моисея, примерно на Втор. 18:15, 18 (см. комментарий там), но скорее общий намёк на различные места Пятикнижия, которые указывали на Христа, особенно служение во святилище и пророчества Иакова (Быт. 49:10) и Валаама (Чис. 24:17). Если бы иудеи правильно поняли их, они смогли бы приготовиться и принять Христа, когда Он пришёл. Вместо этого они видели заповеди Моисея лишь как основу указанного во всех отношениях образа жизни; следовательно, они упустили возможность признать Иисуса как Мессию и таким образом поместили себя под осуждение тех самых Писаний, через которые они надеялись иметь жизнь.


Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 5 главу

| оглавление комментария |
| на главную страницу |



Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru

Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru

Используются технологии uCoz