Комментарий адвентистов седьмого дня на Евангелие от Иоанна, 9 главу.

Стихи: . 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 .
. 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . 34 . 35 . 37 . 38 . 39 . 40 .
. 41 .

| оглавление комментария | на главную страницу |


Иисус исцеляет слепого

Исцеление слепорожденного.

(Иоанна 9:1-41. См. карту стр. 222. Таблица 231)

Иоанна 9:1

И проходя. Относительно хронологического изложения этих событий см. Мф. 19:1. Чудо исцеления произошло в субботний день (9:14) вероятно в следующую субботу после праздника Кущей, с которым связаны события 7 и 8 главы (см. на 7:2. 8:2). Однако, возможно, между проповедью в 8 главе и чудом 9 главы имеется промежуток несколько месяцев. Если это так, тогда этот случай имел место, когда Иисус посетил Иерусалим в праздник Обновления, несколько месяцев спустя (см. на 10:22).

Слепого от рождения. Ослепление от разных причин, особенно трахомы - всё ещё бывает на востоке. Из всех чудес, упомянутых в Евангелиях, только в этом случае отмечено, что болезнь существовала от рождения.

Иоанна 9:2

Кто согрешил? Иудеи учили, что страдания этой жизни - суть Божественные наказания за грех. Согласно Талмуда "нет смерти без греха и нет страданий без беззакония" (Шаббаш 55 а в изд. Санкина стр. 255). "Больной человек не может выздороветь от своей болезни до тех пор, пока все его грехи не будут прощены ему" (Недарим 41 а в издании Санкина стр. 130). Далее, раввины учили, что Бог внимательно следит за тем, чтобы грех встретил своё точное наказание согласно правилу: мера за меру. В Мишне приведено несколько примеров этого правила: "Мерой, которой человек мерит, будет отмерено и ему... Самсон пошёл по (желанию) своих очей, поэтому филистимляне выкололи ему глаза... Авессалом гордился своими волосами; поэтому он был повешен своими волосами. И поскольку он сожительствовал с десятью наложницами своего отца, поэтому он был пронзён десятью копьями... и поскольку он вкрадывался в три сердца - в сердце своего отца, в сердце приходящих решать тяжбу и рассудить их справедливо и в сердце всего Израиля... Поэтому три стрелы прошли чрез него" (Сотах 1, 7, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 37, 41). Иудеи придерживались также мнения, что каждый грех имел также своё особенное наказание, и считали возможным, по крайней мере, в некоторых случаях определить вину человека, согласно природе его страданий. После разрушения храма и прекращения деятельности синедриона, а следственно - окончания прав иудеев выносить смертные и другие приговоры, раввин Иосиф учил, что Бог посещал естественными бедствиями тех, которые были достойны смерти: "Тот, кого должны были приговорить к побитию камнями, - или падал с крыши, или был растерзан дикими зверями. Тот, кого должны были приговорить к сожжению - или попадал в огонь, или умирал от укусов змеи. Тот, кого должны были приговорить к обезглавливанию - или был наказуем правительством или на него неожиданно нападали разбойники. Тот, кого должны были приговорить к удушению - или утопал в реке или умирал от удушья (Талмуд Кетхуботх 330 а, 30 б, в изд. Санкина стр. 167).

Хотя эти заявления сделаны гораздо позже времени Иисуса, они, несомненно, отражают мышление иудеев Его времени. Это очевидно из вопроса учеников по этому случаю, а также из вопроса Иисуса на эту тему в Лк. 13:2, 4.

Необходимо отметить, что хотя свыше и было представлено преобладающее мнение, всё же иудеи как исключение предусматривали взгляд, который они называли наказанием любви. Страдания, как они верили, Бог посылал для испытания и очищения. Такие наказания содержали в себе то, во что никогда не могут проникнуть ни изучением Торы, ни молитвы. Тот, кто охотно подчинялся этим наказаниям - согласно их мнения, будет богато вознаграждён. Однако, они рассматривали эти наказания любви, как исключение из общего правила, имея ввиду, где есть страдания, там есть и вина.

Он. Если этот человек был слепым по причине его собственного греха, тогда он должен был согрешить прежде своего рождения, так как его слепота существовала от рождения. В раввинской литературе имеется несколько намёков, что иудеи рассматривали предродовое согрешение со стороны дитяти, по крайней мере, возможным. К примеру, Мидраж Раббах на Быт. 25:22 замечает, что Исав совершил грех, как до рождения, так и во время рождения. Однако преобладающая точка зрения иудеев заключалась в том, что дитя не могло быть виновным в любом проступке прежде рождения. Мидраж Раббах на Лев 22:27 (в изд. Санкина стр. 350) рассказывает историю о матери, которая привела своего сына к судье из-за некоторого проступка. Когда она наблюдала за судьёй, осуждающим других на бичевания, она начала страшиться, что если она раскроет проступок её сына, судья должен убить его. Когда пришла её очередь, она ничего не сказала о проступке, но просто высказалась, что прежде рождения, её сын ударял ножкой (подобно упрямому животному). Судья спросил: не сделал ли он ещё что-нибудь? Она ответила - нет! Тогда он сказал, что за дитятей нет никакого проступка вообще. Ответ судьи отражает всеобщее учение иудеев относительно предполагаемого предродового греха со стороны детей.

Ученики, несомненно, слышали о мелочных доказательствах раввинов об этом запутанном вопросе и очень желали выслушать, что Иисус скажет по этому делу.

Родители его. Эта часть вопроса учеников по крайней мере имела некоторое основание в Св. Писании, ибо в законе сказано, что Господь наказывает детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода "ненавидящих Его" (Исх. 20:5). Дети часто переносили страдания, как последствия грехов его родителей, но они не наказывались за вину родителей (см. на Иез. 18:1, 2, ср. ПП 306).

Некоторые из раввинов учили, что эпилепсия, хромота, немота и глухота приходят как результат нарушения наиболее незначительных правил согласно преданий (см. Талмуд Песахим 112 б в изд. Санкина стр. 579; Гиттин 70 а в изд. Санкина стр. 333; Недарим 20 а, 20 б в изд. Санкина стр. 57, 58).

Они приняли их ошибочную философию, касающуюся страданий от сатаны, ибо он "автор греха и всех его последствий, заставил людей смотреть на болезнь и смерть как происходящих от Бога - как наказание, произвольно налагаемое за грех (ЖВ 471). Они не поняли урока из книги Иова, который показывает, что "страдание налагается сатаной, но аннулируется Богом из-за милостивой цели" (ЖВ 471, см. Пс. 37:2).

Иоанна 9:3

Не согрешил ни он... Такое учение было прямо противоположным популярному взгляду, которого придерживались иудеи (см. на ст. 2).

Явились. Это заявление часто понималось, или более верно, неправильно понималось, как учение, что слепота постигла невиновного младенца, чтобы 38 лет спустя Бог мог проявить Свою могущественную силу. Английский перевод склонен поддерживать такое высказывание. Однако, союз "чтобы" (гр. "хина"), который начинает эту часть предложения, хотя часто выражает цель, может также, и многократно это бывает - вводить предложение следствия или результата. Примеры последнего применения суть следующие: Лк. 9:45. Гал. 9:45. 1Фес. 5:4. 1Ин. 1:9, см. на Мф. 1:22. Если слово "хина" ("чтобы" - Ин. 9:3) истолковать как выражающее результат - тогда проблема, изложенная этим стихом, кажется будет устранена и сам стих можно перефразировать следующим образом: "Ни этот человек, ни его родители не согрешили; но как результат его страдания - на нём будут проявлены дела Божии". Таким образом, Иисус не объяснил причины человеческих страданий, но сказал им (иудеям), каким должен быть результат. (ЖВ 471) Ибо тем, которые любят Его, Бог направляет всё, включая и страдания, посланные врагом, ко благу (Рим. 8:22). В провидении Божием страдание, причинённое врагом - направляется к нашему благу.

Иоанна 9:4

Мне должно делать. Очевидность самого текста раздвоена (ср. стр. 146) между этим и чтением "мы должны работать"; последнее подчёркивает связь учеников с Иисусом в Его трудах.

Пославшего Меня. Многократно встречающаяся фраза в Евангелии Иоанна (см. 4:34. 5:24. 6:38 и т. д. см. на 3:17).

Доколе есть день. Т. е. время для труда (Пс. 103:23). Фраза говорит о настойчивости и безотлагательности. Подобное высказывание найдено в Мишне, где раввин Тарфон комментируя о дневном времени жизни сказал: "День краток, а дела (для совершения) много; и работники ленивы, но награда велика; а хозяин дома - настойчивый" (Аббот 2:15. В Талмуде изд. Санкина стр. 24).

Приходит ночь. Для Иисуса ночь была уже недалеко (7:33). Его краткий день - суть время Его служения на этой земле; вскоре для Него наступила ночь, когда Он должен оставить этот мир (см. 9:5).

Иоанна 9:5

Доколе. Это не означает, что Иисус был светом миру только в период времени Своего исторического пребывания на земле, ибо Он и сегодня всё ещё является светом миру. В данном случае Он особенно ссылается на Свою роль "Света" в период времени, когда Он видимым образом находился среди людей. В гр. подлиннике перед словом "свет" нет артикля, и не выражает его стоящее отдельно местоимение "Я" как в заявлении: "Я свет миру" (8:12), относительно значения этого образа - см. на 1:4, 5. Ср. ЖВ 464, 465 стр.).

Иоанна 9:6

Плюнул на землю. Древние народы верили, что слюна содержала исцеляющие свойства (см. к примеру Талмуд Баба Батхра 126 б в изд. Санкина 126 стр.). Однако мнимая исцеляющая действенность слюны не была причиной того, что Иисус применил это средство; Он сделал это просто только потому, чтобы укрепить веру человека. При совершении двух других чудес, также упомянуто применение слюны (см. на Мк. 7:33, ср. 8:23). Приготовление брения, несомненно, входило в список ограничений раввинских законов о субботе (см. 9:14, на 5:10, 16. 7:22-24). Месить глину было особенно воспрещено (см. Мишна Шаббаш 7:2 в Талмуде изд. Санкина стр. 349). К примеру, людям разрешалось лить воду на высевки (отруби) при приготовлении пищи для животных, но им не разрешалось "смешивать всё это" (Мишна Шаббаш 24:3 в Талмуде изд. Санкина стр. 794. См. на 5:16. 9:16).

Помазал брением глаза. Здесь также (см. выше "плюнул на землю") Иисус нарушил раввинское предание, которое разрешало только такое помазание, которое обыкновенно совершалось в другие дни. Любое необычное помазание было воспрещено. К примеру, издревле применялся уксус для облегчения зубной боли. Человек с больными зубами не мог сосать, чтобы уксус проходил через зубы в субботу, он мог применить уксус обычным образом во время принятия пищи, и таким образом получить облегчение (Мишна Шаббаш 14:4, в Талмуде изд. Санкина 539).

Иоанна 9:7

Силоам. Пруд в южной части Иерусалима (См. на Ис. 8:6, см. на карту стр. 545, Иосиф Флавий Война V. 4. 1, 2. 136-141. 9:4. 409-411).

Что значит "посланный". Силоам - транслитерация еврейского "шилоаш" на гр. язык (транслитерация - передача слов буквами другого алфавита). Еврейское "шилоаш" происходит от глагола "шалач" - "посылать". Для Иоанна характерно выяснить значение еврейских собственных имён для гр. читателей (см. 1:38, 42). Повеление "пойди, умойся в купальне Силоам" - было дано не по причине, что вода имела исцеляющую силу в себе, но, несомненно, потому, что Иисус желал испытать веру человека (ср. 4Цар. 5:10).

Иоанна 9:8

Что он был слеп. Очевидность самого текста свидетельствует (ср. стр. 146) за чтение: "что он был нищим".

Не тот ли это? Конструкция гр. выражения предполагает положительный ответ. Они были уверены в том, что это был он.

Сидел и просил милостыни. Лучше "сидел и просил подаяния". Это было его обычное дело. Мидраш цитирует несколько высказываний, применяемых нищими, при испрашивании подаяния: "Облагодетельствуй себя через меня" (Раббах на Лев 25:25 в изд. Санкина 432 стр.). "Дай мне милостыню" (Там же 131 а). В талмуде сказано следующее: "Господин, сказала она ему - насыти меня" (Кетхуботх 66 б в изд. Санкина стр. 405).

Иоанна 9:9

Похож на него. Несомненно, внешность человека сильно изменилась. Его открытые глаза теперь освещали всё его лицо. Поэтому относительно его тождественности возникло значительное заблуждение, но исцелённый человек сам уладил этот вопрос, утверждая: "Это я".

Иоанна 9:10

Как? Вполне естественный вопрос. Очевидно, соседи не подвергали сомнению действительность чуда, как руководители Израиля впоследствии (ст. 18).

Иоанна 9:11

Называемый Иисус. Иисус, очевидно, отождествлял Себя только по имени. Слепой человек не знал, что Он был Мессией (см. ст. 35-38). Он никогда не видел Иисуса, ибо, когда он направился умыться в купальню Силоам, в южной части Иерусалима, он был ещё слепым.

Иоанна 9:12

Где Он? Желание увидеть совершившего чудо вполне естественно (ср. 7:11).

Иоанна 9:13

Повели. Иоанн передаёт это повествование с драматической живостью. О причине, почему люди повели исцелённого к фарисеям - нечего не сказано. Возможно факт, что исцеление было нарушением национальных субботних законов (см. на ст. 6) привело их к заключению, что это дело требует внимания фарисеев.

Иоанна 9:14

Была суббота. Поскольку случай со слепым человеком не представлял крайней необходимости в помощи, т. е. его жизнь не находилась в опасности - посему исцеление, которое совершил Иисус было нарушением иудейского традиционного закона (см. на 7:22-24). Эти законы также воспрещали делать брение и мазать им глаза (см. на 9:6). Иудеи, претендовавшие на роль защитников закона, совершенно неправильно поняли намерения и цели относительно субботы (см. на Мк. 2:27, 28). Они не осознавали, что этот день был освящён для физического, умственного и духовного блага человека. Его освящение никогда не имело в виду - не допускать дел, касающихся настоятельной нужды и милосердия, согласующихся с творческой силой, о которой суббота служил напоминанием. Исцелить больного человека не было нарушением Божественного закона о субботе. Ставя в вину нашему Господу такое нарушение, иудеи показали своё невежество относительно закона, предполагая, что они его соблюдали. Семь чудес, отмеченных как произошедших в субботу см. на N 3, 5, 6, 9, 27-29 на странице 205-207 оригинального комментария.

Иоанна 9:15

Также и фарисеи. Эти духовные руководители расспрашивали о фактах дела. Они не отрицали чуда. Исцелённый человек дал краткий, но несомненно вежливый ответ.

Иоанна 9:16

Не от Бога. Фарисеи соглашались с истинностью чуда, но подразумевали, что сила, посредством которой оно было совершено, была от сатаны (см. Мф. 12:24).

Не хранит субботы. Это исцеление считалось незаконным, поскольку этот человек был хронически больным, и его дело не требовало срочного вмешательства. Его жизнь не находилась в опасности (см. на ст. 14). Приготовление брения и помазания глаз также считались нарушением их законов о субботе (см. на ст. 6).

Другие говорили. Среди фарисеев были люди сравнительно лучшего духа и отношения, такие как Никодим (3:1-21. 7:50, 51) и Иосиф (см. на Мф. 27:57).

Человек грешный. Иудеи учили, что Бог совершает чудеса только для достойных. Талмуд содержит следующую интересную дискуссию: "Р. Папа сказал Абайи: как это может быть, что для прежних поколений чудеса совершались, а для нас не совершаются чудеса?... Раввин Иуда ещё не успевал надеть один ботинок (приготовляясь зашнуровать его), как дождь ручьями уже ниспадал с неба, в то время как мы изводим себя, громко кричим и не замечаем, что это благословение отнято от нас! Он ответил: Прежние поколения были готовы пожертвовать своей жизнью ради святости Божьего имени; мы не жертвуем нашей жизнью ради святости Божьего имени" (Берракотх 20 а в изд. Санкина стр. 119, 120. Ср. Лк. 7:4).

Иоанна 9:17

Ты что скажешь? Ударение ставится на "Ты". Фарисеи были не согласны между собой, и этот вопрос, вероятно, был предназначен, чтобы скрыть их разногласие.

Отверз тебе очи. Связь между этой частью предложения и предшествующей лучше было бы перевести союзом "поскольку" или "потому, что" как в русской Библии. Мысль, заложенная в гр. подлиннике гласит как следующая: "А ты, что ты скажешь о Нём, поскольку твои глаза Он открыл?"

Это пророк. В гр. подлиннике слово "пророк" не имеет определённого артикля. Исцелённый человек не признавал Иисуса, что Он был "истинно Тот" пророк, которому "должно придти в мир", как это сделала толпа народа, насыщенная опресноками и рыбой (см. на 6:14. 1:21). Но он признал, что Иисус был более чем обычный человек. Он убедился, что сила, произведшая исцеление - от Бога, что личность, совершившая это - является посланником Божиим. Его свидетельство противоречило высказанному фарисеями: "Не от Бога этот человек".

Иоанна 9:18

Не поверили. До этого момента чудо оставалось неоспоримым, но иудеи стали лицом к лицу с кажущимся противоречием обстоятельств - как мог человек с такими необычными удивительными силами исцеления, очевидно исходящими от Бога - нарушать субботу? Возможно (согласно их нения) чудо не было подлинным. Они искали пути для разрешения этой проблемы и решили опросить родителей.

Иоанна 9:19

Это ли сын ваш? В этом стихе есть три вопроса, заданных специально, чтобы смутить родителей: это ваш сын? Вы говорите, что он был слепым? Как вы смотрите на факт, что он теперь видит?

Иоанна 9:20

Он родился слепым. Именно этот факт стоял перед иудеями, о котором они имели надежду доказать, что он не истинный. Их замысел - лишить чудо законной силы, сделать его недействительным, потерпел неудачу.

Иоанна 9:21

Мы знаем. Это было истинным, или, по крайней мере, уклонением от истины. Они, по-видимому, не присутствовали во время помазания глаз, или когда он умывался в купальне, и таким образом не могли свидетельствовать как очевидцы. Но от своих соседей они слышали об исцелении и знали о его обстоятельствах (см. ст. 22).

Сам в совершенных летах. Иудеи считали зрелым возраст от 13 лет и один день, что касается мальчиков и на один год моложе - для девочек. Таким образом, исцелённый человек был старше 13 лет, но насколько старше, можно только предполагать. В ст. 1 он отождествляется просто как "человек" (гр. "антропос") - член человеческой семьи.

Иоанна 9:22

Боялись иудеев. Это заявление доказывает, что родители были знакомы с обстоятельствами исцеления (см. на 21 ст.). Страх, чтобы не быть отлученными от общества, от синагоги - заставили их скрыть истину.

За Христа. Христос означает Мессия (см. на Мф. 1:1, ср. Ин. 1:41). Сказать, что Иисус был Христом - означало открыто признать взгляд, что Он был Мессией согласно пророчеству. Многие из иудеев (см. Ин. 7:41) и даже из начальников (7:50, 51, см. на 9:16) находились под убеждением, что Он в самом деле был посланным Богом.

Отлучать от синагоги. Несомненно, это ссылка на 30-дневное церковное проклятие, налагаемое иудеями по отношению некоторых проступков, таких, как унизительная речь против авторитетных, начальствующих лиц (см. Мишна едуйот 5:6 в Талмуде изд. Санкина 34, 35 стр., Талмуд Недарим 50 б в изд. Санкина стр. 158. Моэд, Катан 16 а в изд. Санкина стр. 98. Кодашим 70 а в изд. Санкина стр. 354, 355). Относительно дискуссии о церковном проклятии см. Штрак и Биллербек, комментарий на Новый Завет т. 4 стр. 293-333.

Иоанна 9:23

В совершенных летах. См. на ст. 21.

Иоанна 9:24

Воздай славу Богу. Это было особое высказывание, которое требовало от так говорящей личности действия соответствующего таким обстоятельствам, которые должны принести честь и славу Богу. Контекст отмечает, какой именно вид действия ожидали фарисеи. В случае с Аханом требовалось действие - признание вины (Ис. Нав. 7:19). Здесь требование подразумевало, что поведение и признание исцелённого человека не принесло славы Богу. Иудеи пытались вытянуть из уст этого человека заявление, что это не Иисус исцелил его, но Бог.

Грешник. Т. е. поскольку, согласно их понятий Он нарушил субботу (см. на ст. 14).

Иоанна 9:25

Не знаю. Он не был таким неопределённым, как иудеи. Они претендовали "мы знаем", (ст. 24). Однако они не привели ни одного достаточного доказательства и не разрешили затруднительный вопрос, как грешный человек мог совершить такое чудо (ст. 16).

Одно знаю. Исцелённый человек проявил замечательную, удивительную проницательность. Он уклонился от вопроса, был ли Иисус грешником. Он основал своё свидетельство на неоспоримом доказательстве (9:26).

Иоанна 9:26

Что сделал Он? Этот дальнейший перекрёстный вопрос, несомненно, был предназначен, чтобы смутить исцелённого человека. Они надеялись найти какой-либо недостаток или противоречие в его исцелении.

Иоанна 9:27

Вы не слушали. Т. е. не приняли Моего свидетельства.

Вы хотите сделаться Его учениками? Конструкция в гр. подлиннике подразумевает отрицательный ответ. "Не желаете ли вы также быть Его учениками, так ли это?" Только Дух Святой мог сделать способным этого не учёного человека - проявить такую смелую защиту (см. на Мф. 10:19).

Иоанна 9:28

Моисеевы ученики. Хотя не как обычное определение, это выражение встречается в Талмуде при упоминании о фарисейских богословах (Ийома 4 а в изд. Санкина стр. 12). Здесь ученики Иисуса противопоставлены ученикам Моисея. Подобный контраст представлен в Мишне между учениками Авраама и учениками Валаама, т. е. христианами (Абот 5:19 в Талмуде изд. Санкина стр. 72, 73).

Иоанна 9:29

С Моисеем говорил Бог. Эта фраза неоднократно повторяется в Ветхом Завете (Лев 4:1. 6:1. 8:1... ср. Исх. 33:11. Евр. 1:1).

Сего же не знаем. Некоторые из народа заявляли, что они знают, откуда Он (7:27). Иисус ясно сказал иудеям, что Он исшёл от Бога (8:42), но они решились не верить Его свидетельству.

Иоанна 9:30

Удивительно. Эти религиозные руководители должны были быть знакомы с происхождением и претензиями этого столь выдающегося совершителя чудес, каким был Иисус. На протяжении трёх лет Он активно действовал среди них. Доказательство следовало за доказательством, чтобы вдохновить их веру, но иудеи восстали против доказательства своих чувств. Они избрали преднамеренное неведение, и их яркое разоблачение в этом случае было вполне заслуженным.

Иоанна 9:31

Грешников Бог не слушает. Это заявление находилось в согласии с точкой зрения одной части фарисеев (см. на ст. 16). Это рассуждение об исцелённом человеке было неопровержимым. Если, как некоторые из фарисеев допускали, Бог совершает чудеса только для тех, которые достойны, тогда они должны согласиться, что совершивший чудо был Бог, особенно ввиду необычного характера этого чуда. Заявление "грешников Бог не слушает", конечно, является истинным относительно упрямых, своенравных, не желающих раскаяться грешников. Но Бог всегда слышит молитву кающегося грешника, который умоляет о милости и прощении (см. на Лк. 18:13). Он также многократно слышит молитвы тех, которые отошли от пути правды; Он не сразу отказывается от тех, которые сбились с истинного пути. Он часто продолжает изливать Свои благословения, как побуждение к возвращению. Из-за этого факта обратное положение вышеизложенного заявления - не всегда истинно. Факт, что Бог отвечает на молитву человека, и в то же время не является обязательным доказательством, что Он вполне одобряет поведение человека. Человек, получивший ответ на молитву не должен торжествовать, в предполагаемом доказательстве о своей праведности и принятии; он должен ещё более тщательно соответствовать Божественному образцу. Он не должен истолковывать благословения Божии, как санкционирующие весь курс его действий. Любое преднамеренное упорство в познании греха, в конечном счете, приведёт к неотвратимому разделению между грешником и Богом (Отк. 22:11).

Творит волю Его. Ср. 1Ин. 3:22. П. Х. 95 стр.

Иоанна 9:32

От века. Выражение, равнозначное "никогда". Исторические записи не открывают ни одного случая исцеления врождённой слепоты.

Иоанна 9:33

Не мог бы творить ничего. Этим доказательством некоторые из фарисеев выдвинули себя (ст. 16). Никодим одержал полную победу. Его логика была неоспоримой. Фарисеи были поставлены в тупик, не имея никакого ответа на его аргументы. Они прибегли к грубой бранной речи.

Иоанна 9:34

Во грехах ты весь родился. Они направили свой удар в самое больное место - на его несчастное состояние при рождении, как на признак особого греха, возможно подразумевая, что он согрешил прежде рождения (см. на ст. 2).

И выгнали его вон. Возможно, имеется в виду исполнение угрозы, упомянутой в стихе 22 (см. комментарий там).

Иоанна 9:35

Нашед его. Пастыри Израиля выгнали потерянную овцу, но её нашёл Добрый Пастырь (10:11, см. на Лк. 15:1-7). Иисус никогда не находился далеко от желающих воспринять Его Божественное влияние (Рим. 10:8, 9).

Сына Божия. Доказательство самого текста раздвоено (ср. 146 стр.) между этим, и чтением "Сына Человеческого". Первое заключает в себе располагающий факт, что выражение было обычным исповеданием веры (см. Ин. 1:49. 11:27, ср. Мф. 16:16. Ин. 1:34. 20:31). Такое представление было согласно со свидетельством исцелённого человека, торжественно высказавшим своё мнение перед фарисеями (9:30-33). Человеческая природа Иисуса, выделяющаяся в титуле "Сын Человеческий" (см. на Мф. 1:1. Мк. 2:10) не была здесь предметом спора или обсуждения.

Иоанна 9:36

Кто Он? Исцелённый человек не видел Иисуса прежде. Когда Господь отпустил его умыться в купальне Силоам, это человек был ещё слепым. Будучи слепым от рождения до этого дня, он никогда не видел человеческого лица. Как взволнованно он должен был всматриваться в выражение лиц своих родителей и знакомых! Теперь первый раз он созерцал любящее лицо Иисуса. Какой контраст. с хмурыми, сердитыми лицами лицемерных фарисеев! Несомненно, голос отождествлял Иисуса, как Того, Кто исцелил его.

Господи. Гр. "куриос", здесь возможно просто титул уважения, равнозначный слову "господин".

Чтобы мне веровать. Он был готов веровать в Мессию и чувствовал, что этот человек, которого он признавал как пророка (ст. 17), мог сказать ему, кто был Мессия.

Иоанна 9:37

И видел ты Его. Эти слова не указывают на предыдущую встречу, но на настоящий момент. Он видел в Иисусе Того, благодаря Которому все, если бы только использовали своё зрение в течение всей своей жизни - смогли бы видеть. Никто так не слеп, как не желающие видеть! Обратите внимание на контраст положения иудеев в 6:36.

Иоанна 9:38

Господи. Гр. "куриос", теперь возможно высказанное в более почтительном и даже Божественном значении (см. на ст. 36).

Поклонился. Как драматический результат повествования, человек, чьё физическое зрение было восстановлено, теперь видел Иисуса, истинный свет мира. Он не только возрадовался в телесном свете, но он видел также и глазами своей души.

Иоанна 9:39

Суд. Гр. "крима" - не действие суда, которое соответствует гр. слову "кризис", но результат суда - в данном случае просеивание или отделение. Этот стих, таким образом, не противоречит 3:17 (ср. 8:15). Конечная цель первого пришествия не заключалась в том, чтобы осудить мир, но спасти мир (ср. Лк. 19:10). Однако, пришествие Христа принесло свет во тьму человеческих сердец и в зависимости от принятия или отвержения этого света, люди произносят над собою суд. Свет сам по себе не судит человека, но посредством Него те, которых Он освещает - будут судимы. Этот эффект служения Христа был предсказан Симеоном (Лк. 2:34, 35).

Невидящие. Это было истинным в двойном смысле. Христос исцелял слепых физически (Мф. 11:5), но Он также исцелял слепых духовно. Оба вида Его миссии проявились в этом чуде.

Видящие стали слепы. Ср. Ис. 6:9, 10. Мк. 4:11, 12. Когда люди возлюбили тьму более, чем свет (Ин. 3:19) они, в конце концов, потеряли их чувство духовного восприятия (см. Мф. 6:23. 1Ин. 2:11).

Иоанна 9:40

Неужели и вы слепы? Гр. конструкция предполагает отрицательный ответ. Конечно мы, религиозные руководители не слепы! Их вопрос не был смиренным, тревожным вопросом. Фарисеи, несомненно, видели значение заявления Господа, но их слова были произнесены в насмешливом, презрительном тоне.

Иоанна 9:41

Если бы вы были слепы. Т. е. если бы они не имели никакой возможности получить просвещение. Бог судит людей на основании света, который они приняли или могли принять, если бы приложили усилия (см. на 15:22).

Видите. Их духовное состояние отражало самодовольство своим настоящим познанием, которое препятствовало Богу сообщить им дальнейшее познание. Отвергая Иисуса, иудеи отвергли канал, через который небо пыталось пролить свет.


| оглавление комментария |
| на главную страницу |



Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru

Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru

Используются технологии uCoz