Комментарий адвентистов седьмого дня на Евангелие от Иоанна, 4 главу.

Стихи: . 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 .
. 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . 34 . 35 . 36 . 37 . 38 . 39 . 40 .
. 41 . 42 . 43 . 44 . 45 . 46 . 47 . 48 . 49 . 50 . 51 . 52 . 53 . 54 .

Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 4 главу

| оглавление комментария | на главную страницу |


У колодца Иакова. Беседа Иисуса с самарянкой

Беседа Иисуса с самарянкой.

(Ин. 4:1-42)

Иоанна 4:1

Иисус. Доказательство самого текста раздвоено между этим и чтением "Господь".

О дошедшем до фарисеев слухе. Фарисеи воспользовались завистью учеников Иоанна, вызванной увеличением популярности Иисуса, в надежде посеять разногласия между Иоанном и Иисусом, и таким образом прилагали усилия, чтобы навредить обоим (см. на 3:25).

Более учеников. См. на 3:26, 30. Очевидно, Иоанн ещё не был заключён в темницу, но проповедовал и крестил.

Иоанна 4:2

Сам Иисус. Лично приняв крещение из рук Иоанна, Иисус одобрил этот обряд, заявив: "Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). Кроме того, ученики Иисуса совершали этот обряд под Его руководством (Ин. 3:22. 4:19). Мы не можем сказать, почему не крестил Сам Иисус. Возможно, Он преследовал цель - избежать создания в умах каких-либо людей взгляда, что они обладают высшим авторитетом в церкви, поскольку были крещены лично Иисусом Христом. Сравни спор о соответствующих достоинствах крещения, совершаемого Иисусом и учениками (3:22. 4:1-3). Следующее упоминание о крещении находится в связи с Евангельским поручением в Мф. 28:19-20. Возможно, Иисус прекратил совершать этот обряд из-за конфликта, происшедшего по поводу крещения.

Иоанна 4:3

Оставил Иудею. Это было приблизительно в декабре 28 года, или в январе 29 года. Причина этого временного ухода из Иудеи - избежать ненужного спора с фарисеями с одной стороны и с Иоанном и учениками его с другой стороны. Решение оставить Иудею не было вызвано страхом, но благоразумием (ср. Мф. 10:23). Относительно дискуссии о хронологическом изложении этого ухода из Иудеи - см. доп. материал на Лк. 4 гл.

Опять в Галилею. Относительно предыдущего посещения Галилеи см. 2:1-12.

Иоанна 4:4

Через Самарию. Прямая дорога в Галилею лежала через Самарию. Однако, из-за враждебности между иудеями и самарянами, путники из Галилеи, путешествуя в Иерусалим на великие национальные праздники, предпочитали окружной путь через Иорданскую долину (см. Лк. 9:51, 52. См. на 2:42(?)). В это время Иудея и Самария были под управлением Римского прокуратора Понтия Пилата и составляли единую политическую единицу. Относительно самарян см. т. 3 стр. 69. Т. У. стр. 18, 45. См. на 4Цар. 17:23-34).

Иоанна 4:5

Сихарь. Вероятно современный Аскар. Определение "город", обычно применяемое в Евангелиях - относится в одинаковой мере как к большим, так и к маленьким городам.

Участка земли. См. Быт. 33:19. 48:22. И. Нав. 24:32.

Иоанна 4:6

Колодезь Иаковлев. Этот колодец расположен приблизительно в 10 минутах ходьбы ниже селения Аскар по дороге в Иерусалим. Никакое место, связанное с жизнью Иисуса не отождествлено лучше, чем этот колодец, который всё ещё обеспечивает водой монастырский сад у подножия горы Гаризим. Ввиду многочисленности источников в этой местности, кажется странной мысль, чтобы кто-либо причинил неприятности копающему колодец. Но необходимо помнить, что Иаков был странником в этой земле и возможно выкопал колодец, чтобы избежать спора о праве на воду (ср. Быт. 26:16-22).

Утрудившись. Иисус и Его ученики, вероятно, прошли уже около 15 или 20 миль. Иоанн часто упоминает о чувствах и физической ограниченности Иисуса, как человека среди людей (см. 1:14. 11:3, 33, 35, 38. 12:27. 13:21. 19:28. см. на 4:7). Иисус никогда не совершал чудес, чтобы удовлетворить Свои личные нужды или удовлетворить Свои острые физические потребности жажды или голода (см. на Мф. 4:3, 6).

У колодезя. Т.е. на наружном срубе колодца.

Около шестого часа. Не вполне ясно, какой системе счёта времени придерживается в данном случае Иоанн (ср. 1:39. 4:52. 19:14). Однако в общем смысле полагают, что "шестой час" соответствует полудню (см. ЖВ 183). Если бы это был вечер, Иисус, вероятно, сопровождал бы учеников до Сихаря, или продолжал бы путь до Сихема, расположенный недалеко, чтобы устроиться для ночного отдыха. Также утром и вечером было обычным временем для ношения воды, и, несомненно, могло быть во всякое другое время.

Иоанна 4:7

Женщина из Самарии. Т.е. женщина из племени самарян (см. на ст. 4), но не женщина из города Самарии, находившемся на расстоянии более чем двух часов пути.

Дай Мне пить. Утешительно знать, что Иисус также испытывал такие же чувства, как жажду, голод и усталость и боль - подобно нам (см. на ст. 6). Он стал одним из нас, чтобы помочь нам в любых обстоятельствах, которые могут возникнуть (см. на 1:14). Сам процесс приобретения женщины - самарянки заслуживает наиболее тщательного изучения со стороны тех, кто желают привести ко Христу других. Имеются четыре главных стадии этого процесса:

  1. Пробудить желание к чему-то лучшему (ст. 7-15).
  2. Пробудить убеждение в личной нужде (16-20 ст.).
  3. Призыв к решению - признать Иисуса за Мессию (21-26 ст.).
  4. Побудить к действию, которое соответствует решению (ст. 28-30, 39-42).

Относительно комментария, касающегося подробностей каждой из этих четырёх стадий процесса - см. на ст. 7, 16, 21, 28.

Иисус привлёк внимание женщины просьбой "дай Мне пить". Её отклик очевиден из вопроса в ст. 9, "Как Ты?" Овладев её личным вниманием, Иисус возбудил её интерес, предложив "живую воду" (10 ст.). Её отклик проявился в вопросе, откуда Он может получить такую воду (ст. 11) и не претендует ли Он быть большим, чем Иаков, который выкопал этот колодезь (12 ст.). Возбудив внимание и интерес, Иисус привёл её к желанию получить "воду живую", заявив, что пьющие её не возжаждут вовек (ст. 14). "Господин! Дай мне этой воды!" (ст. 15) - последовала её просьба, хотя она мало понимала чего просила.

Иоанна 4:8

Город. Т.е. Сихарь, расположенный приблизительно две-три мили дальше по дороге к Сихему.

Пищи. Гр. "тропхе" - "пища" (см. на Мф. 3:4).

Иоанн 4:9

Как Ты? Продолжающаяся непрерывно этническая ненависть между иудеями и самарянами настолько удалила их друг от друга, что они, если только было возможно, избегали даже общественных контактов. Относительно происхождения самарян - см. на 4Цар. 17:23-29. О происхождении неприязни между иудеями и самарянами - см. т. 3 стр. 69; см. на Езд. 4:1-3, 17-23. Неем. 2:10. 4:1, 2. О современной причине неприятностей между иудеями и самарянами - см. Иосиф Флавий, "Иудейские древности" ХХ. 6. 2.

Иудеи не сообщаются. По-видимому, это объяснительное примечание принадлежит Иоанну, прибавленное ради его читателей не иудеев; это не высказывание женщины самарянки Иисусу. Однако, согласно очевидности самого текста (ср. стр. 146) эта часть предложения может быть опущена. Просьба Иисуса сильно удивила женщину; что могло быть более странным, чем такая просьба, исходящая из уст иудея?

Иоанна 4:10

Дар Божий. Сам Иисус, как становится очевидным из последующей части предложения. Он выглядел не более, как усталый, жаждущий путник, но предложенная Им "живая вода" представляла собой даже нечто большее, чем женщина могла понять. Как только прозвучала просьба Иисуса - она содержала в себе нечто более таинственное. Значительный факт заключался не в том, что Он был иудеем, но "даром Божиим" (см. Иоанн 3:16. 2Кор. 9:15).

Кто. Иисус открывается женщине как Мессия (см. ст. 25, 26) и в данном случае тактично приводит её к заключению, что Его предложение включает больше чем внешне может показаться. Иисус подразумевал следующее: "Ты можешь удовлетворить Мою физическую жажду, но Я в состоянии удовлетворить жажду твоей души".

Воду живую. Гр. "худор зон" - "свежая вода", "текущая вода", или "жизнедательная вода" (ср. Иез. 47:9). Здесь Иисус ссылается на Самого Себя (см. Ин. 7:37. ср. 6:27, 51). Пророк Иеремия говорил о Господе, как "источнике живой воды" (Иер. 2:13. 17:13. Ср. Ис. 2:3. Отк. 22:1). Женщина полагала, что Иисус ссылается на бьющую ключом, текущую воду в противоположность сравнительно несвежей, стоячей воде колодца. Но если Иисус имеет доступ к буквальной "живой воде", почему Он должен просить у неё воды, чтобы напиться? (Ин. 4:11).

Иоанна 4:11

Господин. Гр. "куриос" - "господин", "сударь", здесь в последнем смысле, как титул уважения. Нечто в голосе и поведении Иисуса произвело на женщину такое впечатление, что её безразличное высказывание "Ты, будучи иудей", теперь изменилось на форму вежливого, уважительного обращения.

Откуда? Женщина всё ещё думала, что Иисус говорит о буквальной воде. Но очевидно, Он не ссылался на этот колодец, который был сто или более футов глубины, ибо Он не имел приспособления, чтобы почерпнуть из него воду.

Иоанна 4:12

Ты больше? Слово "Ты" - подчёркнуто. С кем Иисус сравнивал Самого Себя? (ср. 8:53)

Отца нашего Иакова. Самаряне заявляли о своём происхождении от Иакова - через Иосифа, и смотрели на Иакова как их отца, примерно в таком же смысле, как иудеи смотрели на Авраама (8:33). Местность, где находились Иисус и женщина, была определена потомкам Иосифа (И. Нав. 24:32).

Иоанна 4:14

А кто будет пить. Буквально "всякий, кто будет пить" (однажды), кто однажды испил "живой воды", предложенной Иисусом навсегда удовлетворит жажду своей души (см. на 7:38).

Я дам. Слово "Я" подчёркнуто, выделяя яркий контраст между "живой водой" Христа и водой из колодца Иакова.

Не будет жаждать вовек. Буквально "не будет" ("оу") "не" ("ми") жаждать вовек ("ейс тон аиона"). В английском языке эти три выражения - "оу", "ми" и "ейс тон аиона", сочетаны в одном слове - "никогда". Гр. выражение находится в ещё более подчёркнутом виде, чем в английском переводе. Выражение - "ейс тон аиона" переведено "вовек" в 6:51, 58, и "никогда" в русской Библии - тоже "вовек" (в 8:51, 52. 10:28. 11:26. Относительно слова "аион" - см. на Мф. 13:39).

В нём источником. Символическая природа "живой воды", которую Иисус предложил женщине - теперь вполне очевидна. Эта вода более удовлетворяет жажду души к лучшему и прекрасному, чем земная жизнь может предложить.

В жизнь вечную. Гр. "еис зоен аионион" (см. на 3:16). Относительно "аиониос" - "вечную" см. на Мф. 25:41. Результат употребления "живой воды" см. на Ин. 4:10 - никогда не прекращающаяся жизнь.

Иоанна 4:15

Дай мне этой воды. Слабо осознав, наконец, что Иисус желает предложить ей, женщина пылко откликнулась на обетования (ст. 14), что если она будет пить "воду живую" она "не будет жаждать вовек". И в самом деле получит "вечную жизнь". Однако, она всё ещё связывала предложение о "живой воде" с буквальной водой, размышляя, что когда она получит живую воду, она больше никогда не будет иметь нужды ежедневно ходить к колодцу Иакова. Возможно, согласно её размышлению, "живая вода" предназначалась исключительно для неё, и что она будет ещё нуждаться, чтобы приносить воду для своего мужа (см. ст. 16). Но как Иисус поспешил объяснить, эта "живая вода" имеет такое же отношение к её мужу, как и к ней самой.

Иоанна 4:16

Позови мужа твоего. Пробудив вполне желание к "живой воде" Иисус внезапно изменил тему беседы. Его цель, представленная в 16-20 ст. - пробудить в самой женщине убеждение в крайней нужде, что касается этой воды (см. на ст. 7). Эту цель Он выполнил, концентрируя внимание на тайнах её жизни. Она всё ещё не была готова, воспринять "живую воду", о которой она так мимоходом, случайно спрашивала (ст. 15). Прежде всего, ей было необходимо устранить стоячие воды греха. Ветхая греховная жизнь должна была умереть, прежде чем могла начаться новая жизнь праведности; эти две жизни не могут существовать рядом (ср. Иак. 3:11, 12).

Но женщина уклонилась от проницательного взора Иисуса, отрицая, что имеет мужа. Она предпочла не беседовать о личных делах с незнакомым путником. Иисус подтвердил точность её заявления (ст. 17), но представил доказательства, что он знал о ней намного больше, чем она была готова открыть (ст. 18). Таким образом, Он убедил её, что Он - пророк (ст. 10) и что она является великой грешницей. Она искусно уклонилась от более прямого разговора, направляя беседу от себя к Иисусу (ст. 19), и затем на общие доказательства относительно религии (ст. 20). Подобно всякой душе, убеждённой в заблуждении или грехе, она пыталась избежать прямого разговора.

Попытки отвести беседу от нежелательной истины на спорные или маловажные темы являются доказательством сознания греховности, что мышление и жизнь нуждаются в изменении. Будут приложены отчаянные усилия, чтобы уклониться от истины или найти причины для пренебрежения или отвержения её. Что, однако, необходимо - не выяснять вопросы, поднятые для доказательства. Иисус не терял времени, чтобы рассуждать о Своём положении, как пророка, или на вопросе - где поклоняться. Вместо этого, Он просто направил внимание женщины:

  1. На дух истинного поклонения, и
  2. на Самого Себя, как Христа.

Эти особые пункты учения необходимо приводить сегодня, чтобы привести людей к решению.

Иоанна 4:17

У меня нет мужа. Это первая попытка женщины самарянки сохранить тайны своей жизни нераскрытыми (ст. 16).

Иоанна 4:18

Пять мужей. Иисус теперь раскрыл её прошлую жизнь, как она есть, без всяких прикрас, представил этим доказательством, что для Него тайны её жизни - открытая книга (см. на 1:48). Она была грешницей, крайне нуждавшейся в живой воде, которую Он так великодушно предлагал ей.

Иоанна 4:19

Ты - пророк. Женщина, пытаясь избежать рассуждения об её личной жизни, изменила тему беседы, направив её на мысль, которая не затрагивала никаких личных вопросов. Если бы она смогла вовлечь Иисуса в религиозный диспут, это избавило бы её от затруднения - исповедывать свои тёмные прошлые дела.

Иоанна 4:20

Этой горе. Т.е. горе Гаризим, у подножия которой находился Сихарь и колодец Иакова. Самаряне воздвигли на горе Гаризим храм, приблизительно в 432 г. до н. э., но он находился в руинах, со времени его разрушения Иоанном Герканом в 129 до н. э. (см. стр. 33). Относительно комментария, касающегося самарян и их религии - см. стр. 18, 45.

Должно поклоняться. Для этой женщины, как для большинства иудеев и самарян, религия неотъемлемо состояла из форм, связанных с поклонением. Она не осознавала, что "истинные поклонники, суть те, которые будут поклоняться Отцу в духе и истине" (ст. 23).

Иоанна 4:21

Поверь Мне. Это единственное в Новом Завете применение подчёркнутого выражения: "Поверь Мне". Сравни торжественное подтверждение "истинно, истинно" (Ин. 1:51). Иисус торжественным образом обратился к женщине, призывая её забыть формы поклонения и традиционный спор между иудеями и самарянами - как и где эти формы должны практиковаться.

Наступает время. См. на ст. 23.

Будете [вы]. В гр. подлиннике это слово находится во множественном числе, включая, таким образом, всех самарян - истинных поклонников Бога.

Не на горе сей. Поклонение Богу не должно быть ограничено какой-либо местностью - Иудеей, Самарией и т. д.

Пробудив в женщине желание к живой воде - какой бы она ни была - и убеждение в её личной нужде в ней, Иисус теперь лично продолжал направлять её шанс к точке решения (ст. 21-27). Он сосредоточил её блуждающие мысли, определив частное значение истинной религии (ст. 21-23). Направил ей приглашение - стать истинным поклонником. И затем привёл её к точке решения, отождествляя Себя как Мессию, т. е. как Того, Кто говорит с духовным авторитетом. Он совершенно устранил её предубеждение и расстроил её попытку - избежать обсуждения вопроса, подчёркивая, что Он не разделяет религиозных предубеждений, которые отделяют иудеев от самарян. Как те, так и другие могли стать истинными поклонниками. В конце концов, должно быть лишь одно "стадо" (10:16). Она откликнулась на искреннее провозглашение веры в мессианскую надежду, которую разделяли и самаряне. Её побуждения действовать (4:28) красноречиво свидетельствовали об её решении. Здесь Иисус предвидел день, когда иудеи перестанут быть избранным народом Божиим.

Иоанна 4:22

Спасение. Буквально "спасение" (с определённым артиклем) означающее, что спасение имеется только там, у иудеев (см. Деяния 4:12). Учение самарян представляло собой комбинацию отступнической иудейской религии и язычества (см. стр. 18, 45). Самаряне почитали Пятикнижие Моисея, как их Библию, и претендовали, что они более правы, чем иудеи, но они поклонялись Богу слепо и безрассудно - они не знали, чему кланялись, и поэтому поклонялись Ему "напрасно" (см. Мк. 7:7). В провидении Божием иудеи должны были сделаться избранными свидетелями ко всем народам земли. Они стали получателями и определёнными хранителями Его открытой воли (см. Рим. 3:1, 2. 9:3-5). Поэтому Иисус подтвердил абсолютное превосходство иудейской религии, ясно подчёркивая, что это превосходство ни в коем случае не относится к месту поклонения (4:21). Превосходство Иудаизма заключалось в факте, что Бог избрал иудейский народ быть Его представителями на земле, которым Он вверил Божественные предсказания, и от них должен произойти и Мессия (Рим. 9:4, 5).

Иоанна 4:23

Настало. "Время" в ст. 21, когда место поклонения перестало представлять собой значительный вопрос - наступило. Нет необходимости бороться в колее прошлого. Нет нужды ожидать на какое-то будущее время, чтобы войти в истинное поклонение, принять "живую воду". Иерусалим всё ещё оставался определённым местом поклонения (ст. 21) - всего лишь краткое время, но истинное поклонение можно начать теперь. Оно уже "настало". Истинные поклонники рассматривались не с точки зрения, где они поклонялись, но как они поклонялись.

Истинные поклонники. Т. е. те, которые поклоняются сердцем скорее, чем поклонением неотъемлемо состоящим из ритуальных форм, совершаемым в некотором особенном месте.

В духе и истине. Т. е. со всей искренностью, с наивысшими особенностями ума и чувств, применяя принципы истины к сердцу (см. на Мф. 5:3, 48. 7:21-27. Мк. 7:6-9). Это подлинное, настоящее поклонение, согласно высказывания Иисуса; всякое другое поклонение - ложное. Различие между истинным поклонением и формами поклонения также ясно изложено пророком Михеем (Мих. 6:7-8).

Отец ищет. Отец не представляет из Себя отдалённое божество, не проявляющее интереса к Своим детям, но проявляющий к каждому из них личный интерес (см. Ис. 57:17). Он не только принимает "истинных поклонников", но озабоченно ищет желающих поклоняться Ему в "духе и истине", и побуждает их придти к Нему (см. Иез. 18:31, 32. Ин. 3:16. Деяния 17:24-31. 2Пет. 3:9). Спасение - это не результат ничтожных человеческих усилий в поисках равнодушного Бога, но неутомимые усилия Небесного Отца, который с заботливым состраданием ищет Своих потерянных детей (см. на Мф. 18:12-14. Ин. 10:1-21). Иоанн неоднократно подчёркивает эту истину (см. Ин. 3:16. 6:44. 15:16. 1Ин. 4:10. Ср. притчу о потерянной овце и блудном сыне Лк. 15:1-32).

Иоанна 4:24

Бог есть Дух. Как безграничное духовное существо, Бог не подвержен тем же ограничениям, как ограниченные материальные существа, и соответственно не настолько заинтересован видимыми местами и формами поклонения, но Он заинтересован духом, в котором люди поклоняются Ему (см. на ст. 22).

Иоанна 4:25

Знаю. В уме женщины истинное поклонение соответственно сочеталось с мыслями о пришествии Мессии. Самаряне основывали свои мессианские надежды на предсказании, написанном во Втор. 18:15-18. Они обычно называли Мессию "Тахеб", что значит "Возвратитель", или "Восстановитель".

То есть Христос. Эти слова, очевидно, представляют собой обстоятельную фразу, прибавленную Иоанном ради своих читателей не-иудеев (см. на 1:38).

Иоанна 4:26

Это Я, Который говорю. Путь был вполне приготовлен для этого потрясающего откровения, которое привело эту беседу к внезапному концу. Если бы Иисус не проявил сверхъестественного познания её жизни (см. на ст. 17-19), смогла бы она признать Его пророком? Размышляя о Втор. 18:15-18, она выразила убеждение, что когда придёт Мессия, Он "возвестит им всё" (Ин. 4:25), и теперь этот пророк заявил о Себе, что Он является Мессией. Естественно она пришла к заключению: Он не только пророк, но пророк, о котором предсказал Моисей.

Иоанна 4:27

Удивились. Они "были удивлены". Среди иудеев считалось весьма неуместным для человека и унизительным для достоинства раввина - беседовать с женщиной публично. В древнем иудейском литературном труде (Абот Р. Н. 2) сказано следующее: "Пусть никто не беседует с женщиною на улице, если она не является его женою" (Цитировано Штрак и Биллербек т. 2 стр. 438). В Мишне людям дано следующее увещевание: "Не беседовать слишком много с женщинами" (Абот 1. 5 в Талмуде издания Санкина стр. 4 сравни Талмуд Ерубин 53б в издании Санкина стр. 374).

Ни один не сказал. Из уважения к своему Учителю, ученики не сказали ничего ни Ему, ни женщине.

Иоанна 4:28

Оставила водонос свой. Когда ученики возвратились из селения с пищей для Иисуса, она всё ещё оставалась в том же месте; её водонос был наполнен водой (ЖВ 183). Она желала как можно быстрее достигнуть селения и рассказать другим о своём великом открытии и не хотела замедлить с вестью из-за своего тяжёлого водоноса. Она испытала желание, убеждение и решение (см. на ст. 7) и следующим логическим шагом было действие - она поспешила рассказать другим о своём великом открытии. Это свидетельствовало о реальности её решения. Оставленный водонос был молчаливым доказательством её намерения - возвратиться без промедления.

Иоанна 4:29

Всё. Сообщение женщины было в некоторой степени преувеличенным. Очевидно, рассуждала она, если Иисусу известны глубокие тайны её жизни - ничто не может быть скрытым от Него.

Не Он ли Христос? Относительно связи между представленным доказательством - сверхъестественным знанием Иисуса - заключением, что Он должен быть Христом (см. на ст. 26). Женщина тактично изложила своё открытие в виде вопроса и пригласила жителей селения пойти и самим исследовать представленное доказательство. Сравни приглашение Филиппа Нафанаилу: "Пойди, посмотри".

Иоанна 4:30

Они вышли. Сообщение женщины привлекло внимание жителей селения и побудило их к исследованию. Во-первых, их вера была основана на сообщениях женщины, но затем, после должного исследования - на их личном опыте (см. ст. 39, 42).

Иоанна 4:31

Равви! ешь. Будучи обеспокоенными о благополучии своего учителя, ученики избавили Его от ненужных усилий в покупке пищи. Они делали всё, что могли, чтобы облегчить Его бремя. Относительно комментария на слово "Учитель" - "ргабби", - см. на 1:38.

Иоанна 4:32

Пища. Гр. "бросис" - "пища" любого рода. Горячий отклик женщины был более подкрепляющим для души Иисуса, чем могла быть пища для Его тела. Материальные вещи имеют меньше значения в оценке всех, которые воистину стали вместе соработниками со Христом. Христианские работники придают соответственное значение, как более важное - духовному, в сравнении с материальным, что и является индексом - показателем их посвящения (см. на Мф. 20:15).

Иоанна 4:33

Разве кто принёс? Форма вопроса в гр. подлиннике предвидит отрицательный ответ. Ученики в действительности не верили, что Иисус кушал, но смущённые, не нашли Его более голодным (см. ст. 6).

Иоанна 4:34

Моя пища. См. на ст. 32. Иисус жил с единственной целью - исполнить волю Своего Отца (см. на Мф. 4:4. Лк. 2:49. Ин. 6:38). Большинство людей живут ради "пищи тленной" (Ин. 6:27), но Иисус не имел аппетита к чему-либо за исключением "пищи, пребывающей в жизнь вечную". Материальные требования жизни были побочными, второстепенными к Его великой цели - завершению спасения человечества (см. на Мф. 6:24-34. Ин. 6:26-58).

Пославшего Меня. Относительно значения, в котором Отец послал Иисуса в мир (см. на 3:17) Иоанн часто цитирует высказывания Иисуса относительно Его Божественной миссии (3:17. 5:30, 36. 6:38, 44. 7:18, 28, 33. 8:16, 18, 26, 29. 9:4. 10:25, 32, 37. 12:44, 49. 13:20. 14:10, 24, 31. 15:21. 16:5. 17:4. см. на Лк. 2:49).

Совершить дело Его. Т. е. дело, ради которого Бог послал Своего Сына в мир (см. на Мф. 1:21. Ин. 17:4).

Иоанна 4:35

Жатва. В Палестине хлебные злаки сеяли осенью, а собирали весной. Поскольку уборка урожая в местностях, соответствующих селению Сихарь, происходит в апреле или мае, вероятно описываемые события происходили приблизительно в декабре или январе (см. доп. примечание на Лк. 14. Ср. ЖВ 191).

Посмотрите на нивы. Ученики могли видеть жителей селения, совершающих свой путь через поля, засеянные хлебными злаками (ЖВ 191) к колодцу. Семя истины, посеянное в сердце этой женщины самарянки, уже начало приносить плоды, и в следующие два дня была собрана обильная, богатая жатва (см. ст. 39-42).

Иоанна 4:36

Жнущий. Очевидность самого текста склонна (ср. стр. 146) к чтению слова "уже" в ст. 35 в связи с 36 стихом. Тогда ст. 36 должен начинаться следующим образом: "Уже жнущий получает награду". Женщина самарянка посеяла посев, и когда этот посев едва лишь завершился, наступило славное время жатвы (ср. Иак. 5:7).

Собирает плод. См. на Мф. 13:30.

Жизнь вечную. См. на 3:16.

Вместе радоваться. См. Пс. 125:5, 6. Ис. 9:3. См. на Лк. 15:7.

Иоанна 4:37

Один сеет. Возможно, Иисус думал о Себе как о сеятеле и об учениках - как жнецах (см. 4:38. Ср Мф. 9:37, 38. 10:1) и предвидел ещё большую жатву в Самарии после Своего воскресения (см. на Деяния 6:6-8, 14, 25). В жатве душ это очень часто является истинным, что один сеет Евангельское семя, а другой имеет преимущество собирать созревший урожай (ср. 1Кор. 3:6, 7). Об Иисусе, как Сеятеле доброго семени - см. на Мф. 13:3-8. 18:23.

Иоанна 4:38

Я послал вас жать. Очевидно, Иисус ссылается на служение в Иудее, кратко упомянутое в 3:22. В таком смысле Иисус и Его ученики пожинали теперь урожай семян, посеянный Иоанном Крестителем. После воскресения Христа ученики снова будут пожинать обильный урожай от семян, посеянных в период служения Иисуса (см. Деяния 2:41-47. 5:14).

Иоанна 4:39

Многие самаряне. Это была первая группа обращённых. На протяжении двух следующих дней был второй сбор урожая (41 ст.). Также в период деятельности Семидесяти они посетили многие города Самарии и были искренно, радушно приняты (см. ЖВ 488). После воскресения последовал ещё один сбор урожая (ст. 38).

По слову женщины. См. на ст. 29. Те, которые знали её, могли предполагать, что заключалось в её заявлении, что Иисус сказал ей "всё", что она делала. Для такой личности, какой она была, иметь такое глубокое убеждение о духовных вопросах - было достаточным доказательством, чтобы пленить любое внимание. Иоанн часто отмечает, что многие "уверовали" в Иисуса (см. 7:31. 8:30. 10:42. 11:45. 12:42. См. на 1:12).

Иоанна 4:40

Два дня. Т.е. остаток текущего дня и весь последующий (ст. 43. См. Т. 1 стр. 181, 182. Т. 5 стр. 248-250). Эти два дня были радостным временем сеяния духовного семени и жатвы.

Иоанна 4:41

И ещё большее число. См. ст. 39.

Уверовали. См. на 1:12.

По Его слову. Те, которые не были убеждены словами женщины, несомненно, проверяли всё, что она могла сказать и, будучи возможно более осторожными относительно принятия всего без личного исследования - теперь уверовали. Также возможно некоторые раньше не присутствовали, чтобы слышать свидетельство женщины.

Иоанна 4:42

Сами слышали. Они были свидетелями того, что сами слышали. Никакое доказательство не является более убедительным, чем доказательство личного опыта.

Что Он истинно. Готовность этих самарян верить очевидности, что Иисус был "пророком", о котором говорил Моисей (см. на ст. 26) находится в резкой противоположности к неопределённости, с которой иудеи приняли Его (см. на 1:10, 11). Его жизнь и весть представили убедительное доказательство для самарян, что предсказание Моисея нашло своё исполнение в личности Иисуса из Назарета (см. на Мф. 1:23. Ср. ЖВ 407).

Христос. Доказательство самого текста раздвоено (ср. стр. 146) между оставлением и опущением этого слова.

Спаситель. См. на Мф. 1:21.


Исцеление сына царедворца в Капернауме.

(Ин. 4:43-54. См. на карту стр. 217; таблицу стр. 230; о чудесах стр. 208-213)

Иоанна 4:43

По прошествии же двух дней. Т. е. день после событий, отмеченных в ст. 5-40. Путешествие, начатое согласно ст. 3-5, теперь возобновилось.

Иоанна 4:44

В своём отечестве. Т.е. в Назарете (см. на Мк. 6:1, 4. Ср. ЖВ 196), но не Галилее (см. Ин. 4:45). Иоанн помещает этот комментарий с целью объяснения, почему Иисус направился прямо в Кану, около 8 миль дальше на север (см. на 2:1).

Иоанна 4:45

Галилеяне. См. на Мф. 4:13. Однако заметим, что текст. Мф. 4:13 ссылается на официальное начало Галилейского служения около 6 месяцев спустя (см. доп. примечание на 4 гл. Лк.).

Видевши всё. Вероятно ссылка на случаи, отмеченные в 2:13-23, особенно на чудеса в ст. 23. Очищение храма (2:13-22) привело к распространению сведений, что Иисус провозгласил Себя Мессией (см. ЖВ 196).

Ибо и они ходили. Как поступали все благочестивые иудеи (см. на Исх. 23:14-17. Втор. 16:16).

Иоанна 4:46

Кану. См. на 2:1.

Претворил воду в вино. См. на 2:1-11. Иисус был теперь среди друзей, которые уже были свидетелями Божественной силы, проявившейся через Него в работе.

Царедворец. Царский чиновник, здесь вероятно придворный Ирода Антипы, Тетрарха Галилеи и Переи. Этот "царедворец" был иудеем, вероятно из иродиан (см. на Мк. 3:6). Некоторые отождествляют этого "царедворца" с Хузой (Лк. 8:3) или Манаилом (Деяния 13:1), должностными лицами Ирода, которые стали христианами.

В Капернауме. Христос и "царедворец" были в Кане, а сын царедворца - в Капернауме на расстоянии около 16 миль. Иисус посетил Капернаум приблизительно год тому назад (2:12), но не имеется никаких сведений о совершённой тогда публичной работе.

Иоанна 4:47

Он, услышав. Быстрое распространение слухов о возвращении Иисуса в Галилею засвидетельствовало о Его популярности (см. 4:45. Мк. 3:7-12).

Просил Его. Это первый отмеченный случай просьбы об исцелении, хотя о чудесах в общем уже упоминалось (2:23).

Придти. См. на 2:12.

Был при смерти. Человеческая мудрость и искусство не могли больше ничего сделать и как последнее прибежище - отец совершил путешествие в Кану в надежде убедить Иисуса - немедленно возвратиться к ним в Капернаум (см. ст. 49). Найдя Иисуса окружённого толпами народа, отец условился о личной беседе с Ним (см. ЖВ 197).

Иоанна 4:48

Если не увидите. Согласно ЖВ 198 стр. отец обуславливал своё принятие Иисуса как Мессии, через выполнение своей просьбы, полагая, что Иисус должен более согласиться, чтобы гарантировать "царедворца" как Своего приверженца. Но Иисус отметил черту неискренности в образе речи и поведения царедворца и понял, что его вера была несовершенной. Конечно, он уже имел некоторую степень веры, иначе он не пришёл бы к Иисусу вообще. Но его вера была далека от совершенства, а Иисус всегда желал видеть несомненную и безусловную веру, прежде проявления Божественной силы. Царедворец надеялся верить, если он прежде увидит; Иисус требовал от него прежде верить, чем он увидит. Вера, которая основана на гарантии исполнения определённых просьб, покоится на слабом основании и потерпит неудачу при обстоятельствах, когда Бог сочтёт за лучшее не исполнять какое-либо желание. Иисус медлил с ответом на просьбу царедворца, поскольку он не был готов получить просимое. В своём расположении духа он не был способен воспринять что-либо от Господа (см. Иак. 1:5-7). Иисус ничего не мог сделать для него, пока тот не осознает своей крайней нужды и не проявит несомненной и безусловной веры. Поэтому Иисус не ответил ему ни "да" ни "нет" и отец осознал, что его просьба не гарантировалась и не отвергалась...

Знамений и чудес. См. стр. 208-209.

Не уверуете. Или "не уверуете вообще". Двойное отрицание в гр. подлиннике делает это заявление подчёркнутым. Царедворец должен был признать, что как отражение своих собственных мыслей (см. на 1:47-49) слово "вы" находится во множественном числе. Иисус помышлял об иудейских руководителях и других, чьё отношение было подобно этому царедворцу, и сопричислил его к неверующим соотечественникам (см. Ин. 2:18. 6:30. 1Кор. 1:22. См. на Мф. 16:1-9). В противоположность этому, самаряне недавно приняли Его в Его слове, и приняли сердечно, в восторге веры (4:41, 42). Иисус был опечален, что Его соотечественники были так медлительны, чтобы верить (см. на 1:10, 11). Для царедворца Он имел ещё больший дар, чем тот, о котором он пришёл просить - дар спасения; и Он не мог даровать меньший дар - исцеление сына, без большего дара (см. стр. 209. ЖВ 198).

Иоанна 4:49

Господи. Гр. "куриос" - "Господь" (см. на ст. 11).

Пока не умер сын мой. Необходимое преобразование произошло в один момент. Сознавая, что Иисус читает его сердце, отец видел, что его собственные побуждения были эгоистичны. Он видел, что его единственная надежда на спасение мальчика лежала в проявлении несомненной безусловной веры, и он решительно отверг своё неверие и ложную гордость...

Иоанна 4:50

Пойди. Как только произошло необходимое преобразование, было исполнение просьбы, хотя и не таким образом, как ожидал отец. Он просил Иисуса "придти в Капернаум", но Иисус сказал ему просто "пойди". Таким образом, от царедворца требовалось уйти без доказательства, что его просьба будет гарантирована (см. на ст. 48). Его вера должна была претерпеть испытание. Он должен был получить дар только через веру. Он должен был действовать с верой, веруя, он получил то, о чём приходил просить.

Здоров. Гр. слово выражает идею, что сын не только "живёт", но будет продолжать ещё жить...

Он поверил. Его намерение было - поверить; теперь он принял Иисуса в Его слове. Он действовал верой, и в результате мир и радость наполнили его сердце (см. ЖВ 198-200. См. на 1:12).

Иоанна 4:51

На дороге. Расстояние было около 16 миль. Кана располагалась среди холмов Галилеи, возможно на возвышенности около 800 футов, в то время как Капернаум лежал на берегу Галилейского озера 685 футов ниже уровня моря, т. е. приблизительно 1500 футов ниже Каны. Путешествие к дому должно при нормальных условиях занять четыре, или пять часов и его легко было достигнуть после обеда. Как отец, озабоченный за жизнь своего сына, его новообнаруженная вера уловила реальность драгоценного дара, который он должен был получить, и он не проявил чрезмерной поспешности к возвращению.

Встретили его слуги. Это произошло на следующее утро в то время, когда царедворец всё ещё находился на некотором расстоянии от дома.

Сын твой здоров. Слуги повторили особые слова Иисуса, высказанные днём прежде (ст. 50).

Иоанна 4:52

Стало ему легче? Буквально "стало лучше" или как можно сказать "начал поправляться".

В седьмом часу. Т.е. около одного часа пополудни (ср. 1:39. 4:6).

Иоанна 4:53

Это был тот час. Отношение между причиной и эффектом было очевидно. Если бы исцеление произошло раньше или позже, мог возникнуть вопрос, не произошло ли оно по некоторым другим причинам, чем по воле и словам Иисуса.

Уверовал. Это слово здесь применимо в абсолютном смысле. Отец принял Иисуса как Мессию, или, говоря другими словами, он стал христианином. Результаты этого чуда простирались очень далеко. Мальчик был исцелён, вся семья уверовала. Для Иисуса был приготовлен путь, когда приблизительно шесть месяцев спустя, Он сделал Капернаум центром Своего служения в Галилее (см. на Лк. 4:31).

Иоанна 4:54

Второе чудо. См. 2:11. Относительно популярного принятия, оказанного Иисусу народом Капернаума - см. на Мк. 1:32-37, 45.


Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 4 главу

| оглавление комментария |
| на главную страницу |



Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru

Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru

Используются технологии uCoz