Комментарий адвентистов седьмого дня на Евангелие от Иоанна, 17 главу.

Стихи: . 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 .
. 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 .

Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 17 главу

| оглавление комментария | на главную страницу |


Посредническая молитва Иисуса

(Ин. 17:1-26)

Иоанна 17:1

После этих слов. Эта молитва заканчивает различные наставления Иисуса, своего рода напутствия перед разлукой, начатые в верхней горнице и продолжавшиеся по пути в Гефсиманию. Эта молитва - наиболее длинная из всех отмеченных молитв Христа. Бенгель сказал относительно 17 главы, что из всех глав Св. Писания она является самой лёгкой, что касается слов; но наиболее глубокой - что касается идей. Сама по себе молитва естественно делится на три части.

1) Молитва Иисуса о Себе (1-5 ст.).

2) Молитва за учеников (6-19).

3) Молитва за всех верующих (20-26).

Возвёл очи Свои. См. на 11:41.

Отче. См. на 11:41.

Прославь. См. на 13:31, ср. 12:16, 23. Иисус должен был быть прославлен, будучи возвышен через победоносную смерть, которая являлась необходимым вступлением Его славному воскресению (17:2).

Иоанна 17:2

Власть. Гр. "ексоузия" - "авторитет" (см. на Мф. 28:18).

Плотью. Т. е. человеческими существами (ср. Мк. 13:20. Лк. 3:6).

Жизнь вечную. См. на 1:4. 3:16. 8:51. 10:10, ср. Рим. 6:23.

Ты дал. См. на 6:37.

Иоанна 17:3

Да знают Тебя. Пережитое на опыте живое познание ведёт к вечной жизни. В одном познании нет спасения, так как нет спасения без познания. Спасительное познание здесь определено как сосредоточенное на "истинном Боге", в противоположность ложным богам, и на Иисусе Христе. В религии иудеев очень ярко выделялось отсутствие познания Иисуса Христа. В последний день люди будут отвергнуты, ибо они отвергли самое необходимое познание (см. на Осии 4:6). О важности познания в развитии христианского характера - см. на 17:17, ср. 5 т. 743 с.

Иоанна 17:4

Я прославил Тебя. Вторая часть предложения освещает первую. Бог прославлен в завершении работы, которую Иисус пришёл совершить для спасения человека.

Иоанна 17:5

Прославь Меня Ты. Ср. ст. 1. Иисус молит Отца, чтобы Он возвратил Его прежнюю славу. О предсуществовании Христа - см. на 1:1, 14, ср. 8:58. Павел описывает исполнение этой молитвы: "Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени".

Иоанна 17:6

Имя Твоё. Здесь "имя", как часто случается, символизирует характер. Об Иисусе, как личном откровении характера Своего Отца - см. 1:14, 18.

Ты дал. См. на 6:37. Подчёркивается единство Отца и Сына (см. на 10:3).

Они сохранили Слово Твоё. Равнозначно выражению "сохранили твои заповеди". Это выражение не заключает в себе совершенного послушания, но отмечает, что в противоположность большинству иудеев, ученики разделили свой жребий с Иисусом и стремились выполнять требования ученичества.

Иоанна 17:7

Уразумели они. Т. е. согласно гр. подлинника, они познали и теперь осознают. Взаимоотношения Христа с Отцом т. е. с Богом, Которому иудеи поклонялись - суть тема, которую Иисус старался выделить в Своём учении (гл. 8 и гл. 10). Иудеи обвиняли Его в богохульстве и позорили Его как самозванца, претендующего, что Бог был Его Отцом, но ученики были убеждены в Его истинном происхождении и тождественности.

Иоанна 17:8

Ты дал Мне. Дальнейшее подчёркивание на зависимость Христа в период Его воплощения от Своего Отца (1:14. 5:19, 30).

Они приняли. См. на ст. 7.

Иоанна 17:9

Я о них молю. Ученики уже были представлены (см. ст. 6-8), теперь о них начинается молитва.

Не о всём мире молю. Т. е. в настоящее время. В данный момент Иисус сосредоточил внимание на Своих учениках. Иисус не представляет мир, как лежащий вне Его или Его Отца. Нет, Бог любит мир и свободно предлагает всем спасение (3:16. Отк. 22:17). Далее Иисус включил в Свою молитву "верующих в Меня по слову их" (17:20).

Которых Ты дал Мне. См. на 6:37.

Иоанна 17:10

И всё Моё - Твоё. Общее владение ещё более подчёркивает единство Отца и Сына (см. ст. 6).

Прославился. Отец был прославлен через послушание Христа (ст. 4). Подобно этому прославляется Христос через послушание учеников, особенно через выполнение их миссии - проповеди Евангелия (17:11).

Иоанна 17:11

Я уже не в мире. Непосредственно будущее рассматривается как настоящее. Согласно иудейскому счёту времени день распятия уже наступил.

Я к Тебе иду. Предвкушение будущего в настоящем, ссылка на возвращение Иисуса к Отцу, но не Его приближение к Богу в молитве.

Отче Святый. Этот титул встречается в Новом Завете только здесь. В ст. 1, 5 форма обращения - "Отец" и в ст. 25 - "Отче Праведный". Этот термин, несомненно, избран в виду последующих просьб. Тема 17-19 ст. - освящение. Гр. слово для "освящать" (ст. 17) - "хагиазо" - "сделать святым", и гр. слово для "святый" в титуле "Отче святый" - "хагиоз". Именно Святого Отца умолял Христос сделать Его учеников святыми. О святости Божией - см. Лев. 11:44, ср. 1Пет. 1:16. Титул в "Отче Святый" также встречается в благодарственной молитве в Дидаче 10:2.

Соблюди их. Иисус вскоре должен был оставить их; поэтому Он вверил учеников заботе Своего Отца (см. ст. 11, 12). Они должны будут оставаться в этом злом мире, и в своей борьбе против греха будут нуждаться в особой благодати. Каждый христианин может рассчитывать на эту сохраняющую силу. Бог не допустит, чтобы христианин был искушаем сверх того, что он может перенести (1Кор. 10:13). Он будет непоколебим к нападкам сатаны до тех пор, пока он будет бороться в силе и свете небес. Однако, Бог сохранит только тех, кто решился быть сохранённым. Но когда человек, вопреки Божественному совету, добровольно и преднамеренно становится на сторону врага, он не может надеяться на защиту силы Божией.

Которых. Очевидность самого текста склонна к чтению "которое", т. е. "имя". В русском тексте эта часть предложения будет звучать следующим образом: "Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне". Это чтение выражает мысль, что Бог дал Своё Имя Сыну. Эту мысль можно ещё лучше уразуметь в свете 1:18, 14:9. Иисус пришёл представить имя или характер Своего Отца и действовал в период Своего воплощения под авторитетом Своего Отца.

Иоанна 17:12

Я соблюдал их. См. на ст. 11.

Которых Ты дал Мне. См. на 6:37.

Кроме сына погибели. Т. е. Иуды Искариота. Это выражение изображает того, кто определён к погибели, или к уничтожению. Этот титул "сын погибели" в 2Фес 2:3 применяется к антихристу. Гр. слово для определения погибели ("аполеиа") встречается многократно и часто изображает заключительное уничтожение нечестивых (см. Мф. 7:13. Рим. 9:22. Флп. 3:19. Евр. 10:19. Отк. 17:8, 11). По своему собственному избранию Иуда стал человеком, обречённым на погибель (см. на Ин. 3:17-20).

Да сбудется Писание. Эта часть предложения, несомненно, может быть понята скорее как результат, чем намерение. Гр. фраза может быть понята любым образом (см. на Мф. 1:22. Ин. 9:3). Иуда не был предопределён предать Иисуса (см. на Ин. 6:71. 10:18). Его гнусный поступок - суть плод его собственного выбора. Это место вероятно намекает на Пс. 40:9, место упомянутое в Ин. 13:18.

Иоанна 17:13

Ныне же к Тебе иду. Ссылка на возвращение Иисуса к Отцу, как в ст. 11.

Имели в себе радость Мою. См. на 15:11. Ср. 16:24.

Иоанна 17:14

Я передал им. Ср. 8:17. Ученики сохранили вверенное им слово (ст. 6).

Мир возненавидел их. См. на 15:18-21.

Они не от мира. Они были в мире (ст. 11, 15), но не были участниками его духа. Они были посланы в мир (ст. 18), чтобы побудить других выйти из мира (Мк. 16:15).

Иоанна 17:15

Взял их от мира. Более сильная мысль - это сохранить от мирского зла. Но ученики должны были трудиться в этом мире подобно тому, как Иисус пришёл в мир выполнить Свою миссию.

Зла. Это слово в гр. подлиннике можно понять двояко: или как ссылку на зло как принцип, или на зло в смысле греха (см. на Мф. 7:13). Для контекста приемлемо любое из вышеуказанных значений. Это же самое выражение встречается в 1Ин. 5:18, но здесь имеется в виду грамматическое отличие, отождествляющее прилагательное, как слово мужского рода, и таким образом более определённо ссылается на делающего грех.

Иоанна 17:16

Они не от мира. См. на ст. 14.

Иоанна 17:17

Освяти. Гр. "хагиазо", буквально "обходиться свято", "освящать", "посвящать". Ученики должны были посвятиться их задаче. Святость является одним из качеств характера Божьего (1Пет. 1:16), следовательно, быть святым - стать подобным Богу. В этом заключается работа плана спасения (2Пет. 1:4. Восп. 125 стр.).

Истиною Твоею. Относительно определения истины - см. на 8:32. Слово Божие представлено, как "истина". Св. Писания открывают нам характер Бога и Иисуса Христа. Если мы сделаем истины Слова Божия частью нашей жизни - мы станем новым творением.

Иоанна 17:18

Послал Меня. См. на 3:17.

Так и Я послал их. Уже раньше Он послал их (Лк. 9:1, 2) и снова перед уходом из этого мира Он дал им поручение (20, 21, 22).

Иоанна 17:19

Я посвящаю Себя. Иисус посвятил Себя завершению того дела, которое Он пришёл в этот мир исполнить. Пред Ним был крест и, принесши Себя в жертву, Он предоставил возможность для освящения всех верующих (см. Евр. 10:10).

Иоанна 17:20

Но и о верующих. Здесь начинается молитва за всех верующих (см. на ст. 1) до конца времени.

По слову их. Т. е. через их проповедь, учение, послания.

Иоанна 17:21

Да будут все едино. В дарах может быть разнообразие (1Кор. 12), но в духе, целях и взглядах должно быть полное единство. В таком духовном состоянии единства не может быть никаких споров за первенство, что ещё так недавно тревожило 12 учеников (Лк. 22:24-30). Единство, вытекающее из согласованной жизни христиан должно запечатлеть в сознании мира, что христианская церковь - Божественного происхождения.

Иоанна 17:22

Славу. Здесь вероятно слава воплощённого Христа. Эта слава должна отразиться в верующих. Бенгель замечает: "Как прекрасно величие христиан!" (ср. Рим. 8:30).

Иоанна 17:23

Я в них. Здесь ещё более подчёркивается тесное единство между верующим и лицами Божества.

Да будут совершенны. См. на Мф. 5:48. Достижение совершенства возможно посредством пребывания верующего во Христе (см. на 15:1-5).

Да познает мир. См. на ст. 21.

Иоанна 17:24

Были со Мною. Т. е. в небесах. Христос молит о достижении высшей точки плана спасения, т. е. о прославлении церкви при втором пришествии Христа. Человеческая семья долго пребывала в чужой земле (Евр. 11:13, 14) вдали от отцовского дома (Отк. 14:2, 3). "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне... ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим. 8:22, 23). Искупление придёт, когда Господь снизойдёт с неба в конце веков и соберёт Своих детей от четырёх концов земли (Мф. 24:31. 1Фес 4:16). В это время верные будут восхищены, чтобы всегда быть с Господом (1Фес 4:17). Именно, о наступлении этого радостного момента - воссоединения, молился Иисус. Каждый христианин должен молиться о скорейшем исполнении этого обетования (Отк. 22:20).

Прежде основания мира. Такая же фраза встречается в Еф. 1:4. 1Пет. 1:20. См. на Ин. 1:1, 14.

Иоанна 17:25

Отче праведный. Сравни обращение "Отче Святый" (ст. 11). Мир не признал Отца, вопреки тому, что Иисус вполне открыл Его миру.

Иоанна 17:26

Я открыл. См. на 1:18.

Имя. Т. е. характер.

И открою. Чрез последующие откровения Духа Святого (см. на 14:26. 16:13).


Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 17 главу

| оглавление комментария |
| на главную страницу |



Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru

Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru

Используются технологии uCoz