Комментарий адвентистов седьмого дня на Евангелие от Иоанна, 15 главу.

Стихи: . 1 . 2 . 3 . 4 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 .
. 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 .

Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 15 главу

| оглавление комментария | на главную страницу |


Христос - истинная виноградная лоза

(Ин. 15:1-17)

Иоанна 15:1

Я есмь. Одно из славных высказываний Иисуса о Самом Себе (см. на 6:20. ср. 8:12. 10:7, 11. 11:25. 14:6). О значении "Я есмь" без местоимения "Он" - см. на 8:24.

Истинная. Гр. "алетсенос" - "подлинный". В Библии Израиль представленный виноградной лозой (Пс. 79:8-16. Ис. 5:1-7. 27:2, 3. Иер. 2:21. 12:1-10). Искусно сделанная из золота Лоза украшала вход в храм Ирода (см. Мишна Миддах 3, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 15), и изображение листьев лозы или кистей винограда свисали на углах и в архитектурном оформлении. Спасение Израиля зависело от его тесной связи и Истинной Лозой. Но Израиль проявил неверность к своим духовным преимуществам и отверг своего истинного Царя - Иисуса. Теперь Иисус представил Себя как истинную виноградную Лозу. Только через жизненную связь с Ним люди могут быть спасены.

Виноградарь. Гр. "георгос" - "труженик земли", здесь - виноградарь. Ср. применение "георгос" в Лк. 20:9. 2Тим 2:6. Иак. 5:7. Сначала Бог взял лозу из Египта (Пс. 79:9) и посадил её в земле ханаанской. Теперь Он взял другую Лозу - Своего Собственного Сына и посадил Его в земле Израильской (см. ЖВ 675).

Иоанна 15:2

Всякую у Меня ветвь. Ученики представлены как ветви лозы. Как жизнь ветвей и принесение плода зависит от связи с главным стволом Лозы, так и духовная жизнь христиан и принесение плода зависит от их связи со Христом.

Не приносящую плода. Заявляющие, что они пребывают во Христе, должны приносить плоды согласно своему исповеданию. Эти плоды в другом месте Св. Писания названы "Плод Духа" (Гал. 5:22. Еф. 5:9) или "плоды праведности" (Фил. 1:11. ср. Евр. 12:11), т. е. плоды, которые являются праведностью. Эти плоды, очевидны в характере и в жизни. Когда эти "добрые плоды" (Иак. 3:17) отсутствуют, возникает необходимость отсечь бесплодные ветви.

Отсекает. Гр. "аиро" (см. ниже "очищает").

Очищает. Гр. "катхаиро" - "очищать", в данном случае удаляя лишние прорастания. Характер очищается посредством испытаний и опытов жизни. Отец, как небесный виноградарь наблюдает за этим процессом. И хотя наказание вначале кажется печалью, но после, наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).

Чтобы более принесла плода. Без роста нет жизни. Жизнь требует постоянного развития. Совершенствование характера - суть работа всей жизни (см. НУХ 63-66, см. на Мф. 5:48).

Иоанна 15:3

Уже. Гр. "еде" - "уже", "теперь".

Вы... очищены. См. на 13:10.

Через слово. Лучше "посредством Слова". Ученики отозвались на слово спасения, которое принёс им Иисус (ср. на 12:48).

Иоанна 15:4

Пребудьте во Мне. Постоянное пребывание в живой связи со Христом - главное условие возрастания и принесения плодов. Случайное внимание к делам религии - недостаточно. Один день усердствуя, а другой - пренебрегая духовными вопросами - такое действие не приносит духовной силы. Пребывать во Христе означает, что душа ежедневно общается с Иисусом Христом и живёт Его жизнью (Гал. 2:20). Невозможно, чтобы одна ветвь жизненно зависела от другой; каждая ветвь самостоятельно должна иметь связь с Лозой. Каждый член должен приносить свои собственные плоды.

Иоанна 15:6

Кто не пребудет во Мне. Обман, что "однажды в благодати - всегда в благодати" устраняется этим условием. Тем, кто пребывает во Христе, возможно отпасть от Него и быть погибшим (см. на Евр. 6:4-6). Спасение покоится на условии - пребывать во Христе до конца.

Засохнет. Христианин, представленный отсечённой ветвью может выполнять форму религии, но не иметь жизненной силы (2Тим. 3:5). При испытаниях и переживаниях обнаруживается его поверхностное исповедание. Подобно тому, как отсечённые ветви, в конце концов, будут собраны и сожжены, так и неверные христиане вместе с нечестивыми будут окончательно истреблены (Мф. 10:28. 13:38-40. 25:41, 46). Здесь говорится не о явном, открытом непослушании, но просто о грехе небрежности. Сравни притчу об овцах и козлах (Мф. 25:31-46). Находившиеся по левую сторону царя - суть те, которые пренебрегли практической христианской обязанностью и были исключены из царства Божьего.

Иоанна 15:7

Если пребудете во Мне. Пребывание взаимное, как выражено в ст. 4. Человек становится причастником Божеского естества только тогда, когда пребывает во Христе, и Христос в нём (2Пет. 1:4). Его мысли становятся настолько подобны Божественной воле, что он совершает только такие просьбы, которые согласуются с волей Бога (см. 1Ин. 5:14. ЖВ 668). Кроме того, никакой грех не должен вторгаться в нашу жизнь, чтобы не воспрепятствовать благосклонному ответу.

Слова Мои в вас пребудут. Эти слова показывают, что пребывание Христа в сердце не является совершенно таинственным, необъяснимым опытом. Принимая Его слово, люди принимают Христа. По мере питания этим словом просвещается разум. И как только они сделают разумный выбор, чтобы последовать этому слову и быть послушными ему безоговорочно через подкрепляющую силу неба, Христос - упование славы, сформируется в них (Кол 1:27). Однако, чтобы пережить такой опыт, необходимо ежедневно питаться Словом Божиим (см. Ин. 6:53).

Иоанна 15:8

Если вы принесёте много плода. Виноградарь славится, когда его плантации плодоносят хорошо. Таким же образом слава приходит к Богу, когда Его образ отражается в жизни Его последователей. Сатана заявляет, что требования Божии слишком суровы, и что человек не может достичь идеала христианского совершенства. Таким образом, когда человек через Божественную благодать становится причастником Божеского естества, оправдывается характер Бога.

И будете Моими учениками. Проявление христианских добродетелей - доказательство истинного следования за Христом, истинности ученичества. Без жизненной связи со Христом невозможно приносить плоды праведности (ст. 5, ср. 13:15).

Иоанна 15:9

Так возлюбил Меня Отец. Ср. 3:35. 5:20. 10:17. 17:24.

В любви Моей. Пребывать во Христе, означает пребывать под покровом Его любви. Для нас утешительно знать, что любовь Христа к нам подобна пребывающей любви Отца к Его Сыну. Более того, Сам Отец любит вас (16:27) той же любовью, как Он возлюбил Сына (ЕГВ. Review and Herald. 4 ноября 1890 г.).

Иоанна 15:10

Заповеди Мои. См. на 14:15.

Заповеди Отца. Обозревая прожитую жизнь, Иисус мог с уверенностью сказать: "Я исполнил заповеди Отца Моего". Он всегда делал то, что было угодно Его Отцу (8:29). Он "не сделал никакого греха и не было лести в устах Его" (1Пет. 2:22). Его безгрешная жизнь доказала, что с Божьей помощью людям возможно исполнить заповеди Божии (ЖВ 24 стр.).

Иоанна 15:11

Радость Моя. Радость Христа заключалась в сознательном, успешном выполнении Его миссии. Спаситель имел радость, терпеливо выполняя Божий план искупления, ради искупления человека. Цель Его жизни - прославить Отца Своего.

Радость ваша. Радость - это вторая и добродетелей Духа, перечисленных ап. Павлом (Гал. 5:22). Истинная радость не находится среди шумного смеха или пустого возбуждения мирских удовольствий. Истинное удовольствие христианина в любви Христовой, в достижении побед и в бескорыстном служении человечеству. Радость в её наивысшем значении будет достигнута в будущем мире; но уже здесь в настоящее время, тот, кто пребывает во Христе, может пережить радости в её высшей степени.

Иоанна 15:12

Заповедь Моя. См. на 13:34.

Иоанна 15:13

Нет больше той любви. Эта "новая заповедь" (13:34, ср. 15:12) предписывает ученикам такую же любовь друг ко другу, как Иисус проявил к ним. Иисус открыл теперь перед ними меру этой любви. Эта любовь склонила Его положить за них Свою жизнь. Однако Его любовь превзошла то, что Он теперь повелел: "Когда мы были ещё грешниками, - Он умер за нас" (Рим. 5:6-8).

Друзей. См. на ст. 14.

Иоанна 15:14

Друзья. Гр. "филои", ед. число "филос", родственное глаголу "филео" - "любить" (см. на Мф. 5:43, 44). "Филос" означает "возлюбленный" или "дорогой", или тот, кто любит и относится дружественно. В настоящей дружбе - взаимная любовь. Ученики должны проявить свою любовь через смиренное послушание (14:15).

Иоанна 15:15

Рабами. Гр. "доулои", ед. "доулос" часто означающее "раб", здесь возможно раб в ограниченном смысле. От такого раба в данном случае можно ожидать слепого повиновения, которые не вникают в планы и намерения своего хозяина. Иисус доверил и открыл Своим ученикам многое, а Св. Дух должен был ещё более осветить их и они должны будут трудиться без Него, без Его личного присутствия (14:26). Иисус должен был вскоре оставить их и они должны будут трудиться без Него, без Его личного присутствия. На них ложилась тяжёлая ответственность. Он желал, чтобы они осознали, что их отношения с Ним - отношения друзей. Прежде Он подразумевал, что они были слугами (см. на 13:16), но теперь они были Его друзьями.

Иоанна 15:16

Не вы Меня избрали. Ученики сами решились следовать за Христом, но Иисус из Своих многих последователей избрал 12 апостолов (Лк. 6:13, см. на Мк. 3:14). Все могут решить, следовать ли им за Христом; но только Он избирает людей, которые должны занять ответственное положение и быть руководителями в Его деле (1Кор. 12:7-11, 28).

Приносили плод. Т. е. были успешными в своём служении.

Чтобы плод ваш пребывал. Ср. 4:36.

Чего ни попросите. Ср. 14:13. Определённое, главное условие услышанной молитвы - пребывание во Христе.

Во имя Моё. См. на 14:13.

Иоанна 15:17

Да любите друг друга. См. на 13:34, ср. 15:12.


Предостережение о гонениях

(Ин. 15:18-16:4)

Иоанна 15:18

Если мир вас ненавидит. Со стороны мира будет ненависть, но среди вас - должна быть любовь (ст. 17). Со стороны мира они будут переносить много нападок, испытаний, но пусть среди них не будет соперничества (Лк. 22:24). Мир ненавидит тех, чьи симпатии и интересы не соответствуют ему (см. 7:7).

Меня прежде вас возненавидел. Ученики уже видели всю ярость мирской ненависти.

Иоанна 15:19

Если бы вы были. Это условие согласно конструкции гр. языка не выполнимо. Они были в мире, но поспешили согласно призыву Иисуса, выйти из мира. Иисус сказал о Своих братьях, сыновьях Иосифа (Мф. 12:46) "Вас мир не может ненавидеть" (Ин. 7:7, см. на 15:18).

Ненавидит вас. Причины ненависти, отмеченные в предшествующих стихах:

1) Пребывание во Христе (ст. 4).

2) Принесение плодов праведности (5 ст.).

3) И проявление их (16 ст.).

Праведная жизнь, открытое свидетельство христиан, являются прямым укором делам мира (Ин. 7:7. 1Ин. 3:13). Робертсон задаёт многозначительный вопрос: "Ненавидит ли вас мир? Если нет, то почему? Стал ли мир более христианским, или христиане стали более мирскими?"

Иоанна 15:20

Помните слово. См. Ин. 13:16, ср. Мф. 10:24. Лк. 6:10.

Будут гнать вас. Об этом Иисус уже раньше предостерегал (см. Мф. 10:17-23). Он не делал, чтобы ученики впали в уныние, когда преследования в полной мере обрушатся на них. Каким действенным был этот урок, когда впоследствии их неустрашимое мужество встретилось лицом к лицу с побоями, тюремными заключениями, пытками и смертью (Деяния 5:41. 16:22-25). Перед лицом беспримерного преследования (2Кор. 4:8-12. 11:23-28) Павел мог сказать: "Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу" (2Кор. 4:17). Страх и ужас предстоящих преследований должен был потрясти молодую церковь в Фессалонике. Поэтому Павел писал верующим: "Чтобы никто не поколебался в скорбях сих; ибо вы сами знаете, что нам так суждено" (1Фес. 3:3, ср. Флп. 1:29. 2Тим. 3:12. 8 т. 127-129).

Моё слово соблюдали. Несмотря на то, что большинство отвергнет, всё же некоторые поверят слову Христа. Так будет и в отношении учеников. Некоторые примут слово и будут спасены. Их труд будет вознаграждён.

Иоанна 15:21

За имя Моё. Т. е. ради Меня или на Мой счёт. "Имя" часто олицетворяет личность или характер (см. Мф. 10:22. 12:21).

Не знают пославшего Меня. Они говорят, что знают Бога и поклоняются Ему, но они находятся в неведении относительно Его характера и извращают Его слово (ср. 14:7. 16:3. 17:3).

Иоанна 15:22

Не имели бы греха. См. на 9:41. "Итак, оставляя времена неведения" (Деяния 17:30). Бог повелевает всем... Теперь, когда Иисус пришёл открыл им путь спасения, - они оставались без извинения. Какое ещё большее откровение мог представить Бог о Самом Себе? Их грех заключался в непринятии Иисуса, Который был для них "путь истина и жизнь" (14:6). "Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак. 4:17). На Суде человек будет осуждён не потому, что находился в заблуждении, но потому, что "пренебрёг посланными небом преимуществами, чтобы уразуметь, что есть истина" (ЖВ 490).

Извинения. Гр. "профазис" - "предлог", "отговорка".

Иоанна 15:23

Ненавидит и Отца Моего. Ср. 13:20. 14:7, 9-11.

Иоанна 15:24

Дел. В ст. 22 призыв был направлен на слова, высказанные Иисусом. Здесь внимание обращено на Его дела. И то и другое является вполне достаточным, чтобы обосновать веру в Него как Спасителя мира.

Не имели бы греха. См. на ст. 22.

Иоанна 15:25

Но да сбудется Слово. В гр. языке эта часть предложения может быть истолкована как выражающая скорее результат, чем цель (см. на 9:3, ср. на Мф. 1:22).

В законе их. См. на 10:34.

Возненавидели Меня. Цитировано, вероятно, из Пс. 68:5. Однако, ср. Пс. 34:19.

Иоанна 15:26

Утешитель. См. на 14:16.

Я пошлю. Снова в 16:17 Иисус представлен как Тот, Который посылает Духа Святого, в то время, как в 14:26, ср. ст. 16 - Отец посылает Духа. В этом нет противоречия. Отец и Сын сотрудничают в полном согласии (см. на 10:30).

Иоанна 15:27

А также и вы. См. Деяния 5:32.

Сначала. Они были избраны быть свидетелями (см. Деяния 21:22). Сравни употребление фразы "от начала" в 1Ин. 2:7. 3:11. 2Ин. 5:6.


Дополнительный комментарий Е.Г. Уайт на 15 главу

| оглавление комментария |
| на главную страницу |



Сайт Христиан Адвентистов Седьмого Дня "Живая Вода" http://adventus.narod.ru

Designed by Yuriy Tsupko adventus @ narod.ru

Используются технологии uCoz